Как на руси была воспринята флорентийская уния. Русь и флорентийская уния. Самостоятельность русской церкви после Флорентийской унии

Слайд 2

Флорентийская уния

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Слайд 3

Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Слайд 4

Поместный Собор 1448 г.

  • Флорентийская уния была отвергнута.
  • Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен
  • Слайд 5

    Поместный Собор 1448 г.

    В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

    Слайд 6

    Соловецкий монастырь – основан тремя монахами на Соловецких островах Белого моря

    Слайд 7

    Монастыри в конце XV – нач. XVI в.

    В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь

    Слайд 8

    Троице-Сергиев монастырь основан Сергием Радонежским

    Слайд 9

    Ереси в конце XV – нач. XVI в.

    Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

    Слайд 10

    Стригольники

    Дьякон Карп – новгородский цирюльник выступали против взяточничества отвергали церковные обряды выступали против монашества возрождали языческие ритуалы

    Слайд 11

    Ересь «жидовствующих»

    Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

    Слайд 12

    «Нестяжатели»

    Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

    Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

    Соглашение

    В 1431 году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. Евгений IV использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.

    Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700 членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых 6 июня 1439 года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.

    Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.

    На протяжении последующих 6 лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.

    Как была воспринята уния на Руси

    После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

    Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор - последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

    Отказ от унии

    Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

    Марк Эфесский - единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

    Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

    В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

    Флорентийская уния 1439 г. - соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438-1445 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Уния не вошла в силу ни в Византии, ни в России, хотя Московский митрополит Исидор и поставил под ней свою подпись.

    Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 538.

    Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор , грек по национальности, за что по возвращении на Русь был низложен и арестован великим князем Василием II Темным . Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок -османов.

    Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.448.

    Далее читайте:

    Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция.

    Византия (краткая справка).

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тема: Ферраро - флорентийский собор и Русское православие Время второй четверти 15-го века было временем серьезного испытания в стойкости веры для многих православных стран. Время, когда каждый правитель и иерарх стоял перед нелегким выбором: сохранить ли внешнее видимое благополучие или сохранить веру отцов. Это испытания связано с вопросом о унии с католической Церковью, утвержденной в 1439г. на Флорентийском соборе. К чести Русской Православной Церкви и крепнущего Московского государства это испытание было пройдено весьма достойно, что явилось залогом будущих успехов и осознанной в этих испытаниях самостоятельности.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    В начале 1437г., митрополит Исидор прибыл в Москву. Его сопровождал не получивший назначения, избранник русской паствы владыка Иона. По человечески понятно, что первое встреча с князем при таком положении дел вряд ли могла быть сердечной. Но вскоре новоназначенный митрополит, проявив свои дипломатические таланты, добился расположения Василия II. Почти сразу по приезде, Исидор стал готовиться к путешествию в Италию на предстоящий собор. «Напрасно великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властию. Наконец, видя упорство Исидора, Василий сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву стоять за православие и отправился в Италию.»

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Василий II и митрополит Исидор «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем»

    7 слайд

    Описание слайда:

    Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, под председательством папы Евгения, при котором было 11 кардиналов и до 150 латинских епископов.

    8 слайд

    Описание слайда:

    НАЧАЛО ПРЕНИЙ Для ведения прений назначены были с обеих сторон по шести лиц и в числе их со стороны греков блаженный Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Марк Эфесский защитник Православия. Преодолеть мощное давление папского окружения, усиленное Исидором и его единомышленниками, был в состоянии только один святитель Марк. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники Православия.

    10 слайд

    Описание слайда:

    ПЕЧАТЬ МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА 5 июля 1439г. была подписана уния. Митрополит Исидор, как незаменимый помощник папы среди православного духовенства был достойным образом отмечен. За услуги, оказанные католичеству, папа возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.

    11 слайд

    Описание слайда:

    В Москву он прибыл постом - 19 марта 1441 г.» Возвращался на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. На что он рассчитывал, проводя такой стремительный натиск на паству. Может на неграмотность и доверчивость русских христиан, или на свой непререкаемый авторитет первосвятителя? «Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша» Но это молчание продолжалось недолго. В сердцах православных боролись желание отстоять свою правую веру и почтение, которое вызывал у каждого православного сан митрополита. Но вскоре всем стало очевидно, на чьей стороне правда. «Первым опомнился великий князь. Он доказал Исидору, что русское сердце благоговейно чтило полноту живой веры, а не привычную обрядность и бездушное послушание. Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

    12 слайд

    Описание слайда:

    НЕ ПРИНЯТИЕ УНИИ ВАСИЛИЕМ II Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

    Отвечая на «дилетантские» утверждения о том, что, якобы, католики не стремились объединиться с православными, пишу этот пост.

    При внуке Дмитрия Донского, Василии Темном (слепом) митрополиты на Руси назначались в Царьграде. И вот, в бытность великого князя Василия Васильевича, назначен был митрополитом грек Исидор . В это же самое время сам Константинополь нес большие лишения — натиском шли турки. Власть Папы Римского также шаталась, существовало двоевластие (два Папы), и при этом, как в той сказке про Золушку- «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде». Греки и Ватикан нашли друг друга- Византия под угрозой турков готова была на все, а Папе Евгению IV не хватало власти, как и все Папы, он мечтал владеть и руководить ВСЕМ христианским миром, т. е. мечтал об унии с православным миром.

    В 1437 г. греческий император Иван Палеолог, византийский митрополит Иосиф, русский митрополит Исидор, многие святители отправились в Италию, в г. Ферраре на Собор для заключения унии. Василий Темный, не позозревая ни о чем, напутствуя митрополита Исидора в путь, сказал ему, чтобы он соблюдал благочестие древнее, сохранил его на «латинской земле». Когда посольство подъехало к г. Юрьеву, навстречу Исидору вышли католики и русские-православные люди. Исидор подошел сначала к католикам, поцеловал их крест (!), а затем лишь подошел к православным. По прибытии же в Италию Папа Евгений IV потребовал, дабы византийский Патриарх, престарелый Иосиф, поцеловал ему туфлю (!) — как этого требует обычай католиков. Иосиф, возмутившись, тут же собрался было домой- и тут Папа смилостивился, уступил. Император греческий вел подковерную игру- ему выгодно было объединение церквей. Патриарх Иосиф, мучимый совестью, поначалу был против объединения, однако, под давлением, предал интересы своей церкви. А 5 июля 1439 г., уже во Флоренции, куда переместился Собор, было подписано Соборное постановление по объединению церквей.

    Соборная грамота провозгласила Папу Римского главой ВСЕЙ Христианской Церкви, все обряды она предписывала проводить по католическому обычаю, только лишь Божественные Службы читать по- русски и по-гречески. Исидор, русский митрополит, был возведен в сан кардинала)) — в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.

    Вернувшись домой, греки в результате получили «раскол» и 10-летнюю внутрицерковную войну, что и сыграло фатальную роль в распаде Византии и захвате ее турками.

    У русских же все было намного проще- вернувшись, Исидор огласил флорентийскую грамоту в Успенском соборе, провел службу, неся перед собой католический крест, прославил во время службы Папу Евгения. Народ окаменел- ведь католическая вера воспринималась православными как ересь. Великий князь Василий тот час назвал Исидора «еретиком» и «волком», и «кардинал» Исидор тут же был арестован и заточен в Чудов монастырь. Сидя там, он упорствовал, отвергал предложения раскаяться, а потом ему позволили «бежать». Бежал он до Твери, там был арестован тверским князем, откуда опять «бежал" — уже до Рима, где и укрылся до конца своих дней. Князь Василий созвал архиреев и приказал им НАВСЕГДА забыть и о флорентийском соглашении, и о том позоре, которому подверг митрополит весь русский православный мир. Князь поставил своего митрополита- без назначения Царьграда, и с тех самых пор никогда московские митрополиты Царьградом не назначались. Кроме того, с тех самых пор Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую.

    Всю последующую историю католический мир стремился объединиться с православными под властью Папы. То же самое была и Брестская уния- решение ряда епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением православного богослужения. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте, чему Папа был несказанно рад. В результате чего произошел раскол Киевской митрополии на униатов и противников унии, а также к длительной кровопролитной войне. Также, к примеру, в 1964 году встретились Патриарх Константинопольский Афинагор и Папа Римский Павел VI, где было подписано соглашение об отмене анафем. После этого Папа стал упоминаться первым по чинопочитанию, а потом уже Патриарх- это было разновидностью унии.

    Любые соглашения с православным миром означают для Папы и католиков провозглашение его верховной власти, ведь Папа Римский для католиков- наместник Бога на Земле. То есть Богочеловек в телесном воплощении, и это один догматов их церкви. Но самые изощренные- это скрытые унии, основанные на иезуитских методах работы с «человеческим материалом», внушением, пропагандой, разведкой, по сравнению с которыми наши святые отцы- просто ангелы божьи. Методики и наработки иезуитов используются лучшими разведками мира. Нынешний Папа- иезуит… И сейчас Святой Престол обсуждает вопрос о создании «Организации объединенных вер». Руководство РПЦ, судя по всему, идет на сближение- патриарх Кирилл помолился «о единении церквей Востока и Запада» у мощей Николая Чудотворца. Хотите ли вы «целовать туфлю Папы», хотя эта традиция уже ушла в прошлое? Лично я — нет.