Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
корнем и служит для образования слов:
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов:
Вспомним значения некоторых суффиксов.
Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :
Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
по профессии:
Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:
Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):
Чередование звуков. Беглые гласные. Правила
При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.
Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.
Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми:
сон – сна, городок – городка.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правила
Неизменяемые приставки
о- под- на-
об- (обо-) про- над- (надо-)
от- (ото-) до- пра-
Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
она обозначает древность, степень родства через поколение:
прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.
Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
положении так, как и в ударном:
Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
во всех словах.
В русском языке нет приставки з- .
Буквы з и с на конце приставок. Правила
В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
а перед глухими – с:
Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
звуки:
Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?
В русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».
Приставка или префикс.
Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи , что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де - (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.
Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не - . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не - пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)
С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.
С помощью приставок образуются антонимы . Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .
2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).
Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).
3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся
;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь
.
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .
Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;
2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.
Обратите внимание!
В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
Синь ← синий, глушь ← глухой.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .
5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .
Обратите внимание!
1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.
Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
без-людь- [ j ] -е ← люд -и .
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;
б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
- Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
- Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
- Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
- Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
- Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.
- Принадлежность к определенному кругу, национальности: горец, кавказец, окруженец.
- Способность: борец, торговец, канатоходец.
- Животное мужского рода: самец, плывунец, жеребец (-ец-) или женского (-иц-): медведица, львица, ленивица.
- Оценочное значение: братец, борщец, хлебец, зубец (в разговорной речи и просторечиях).
- Уменьшительно-ласкательное значение: ножик, столик.
- Название наук, предметов: математика, механика, стилистика
- Название ягод: ежевика, голубика.
- Предмет: учебник, плавник, бумажник.
- Образ деятельности: полковник, подводник, всадник.
- Территориальный объект: парник, предбанник, сенник.
приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .
суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.
Что такое суффикс?
Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.
Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.
Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.
По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.
Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.
Какими бывают по функции?
Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.
Оттенки значений
Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:
Суффиксы существительных
В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.
Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.
Суффиксы существительных:
Значение |
|
Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк- | Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка. |
Чик-/-щик- | Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик. |
Суффиксы прилагательных
Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.
Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.
Значение |
|
Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый. |
|
Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный. Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной). |
|
Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый) |
|
Ев-/-ов-, -ин- | С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов. Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый. |
Енн-/-онн- | Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный) |
Ив-/-лив-/-чив- | Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый |
Ист-, -чат- | Похожесть: серебристый, маслянистый. Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу). |
Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный. Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный. |
Суффиксы глаголов
Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.
Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.
Суффиксы местоимений
Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.