Чем похожи приставки и суффиксы. Словообразование. Приставочный метод словообразования

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
корнем и служит для образования слов:
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов:

Вспомним значения некоторых суффиксов.

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :

Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
по профессии:

Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:

Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):

Чередование звуков. Беглые гласные. Правила

При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.

Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.

Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми:

сон – сна, городок – городка.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правила

Неизменяемые приставки

о- под- на-

об- (обо-) про- над- (надо-)

от- (ото-) до- пра-

Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
она обозначает древность, степень родства через поколение:
прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.

Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
положении так, как и в ударном:

Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
во всех словах.

В русском языке нет приставки з- .

Буквы з и с на конце приставок. Правила

В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
а перед глухими – с:

Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
звуки:
Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?

В русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.

В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи , что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.

Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.

Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де - (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не - . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не - пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.

Основные особенности приставки заключаются в следующем:

приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).

Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.

Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.

Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.

Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы . Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).

На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

    Что такое суффикс?

    Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

    Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

    Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

    По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

    Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

    Какими бывают по функции?

    Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.


    Оттенки значений

    Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

    • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
    • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
    • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
    • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
    • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

    Суффиксы существительных

    В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.

    Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

    Суффиксы существительных:

    Значение

    • Принадлежность к определенному кругу, национальности: горец, кавказец, окруженец.
    • Способность: борец, торговец, канатоходец.
    • Животное мужского рода: самец, плывунец, жеребец (-ец-) или женского (-иц-): медведица, львица, ленивица.
    • Оценочное значение: братец, борщец, хлебец, зубец (в разговорной речи и просторечиях).
    • Уменьшительно-ласкательное значение: ножик, столик.
    • Название наук, предметов: математика, механика, стилистика
    • Название ягод: ежевика, голубика.
    • Предмет: учебник, плавник, бумажник.
    • Образ деятельности: полковник, подводник, всадник.
    • Территориальный объект: парник, предбанник, сенник.

    Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк-

    Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка.

    Чик-/-щик-

    Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик.

    Суффиксы прилагательных

    Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.

    Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.

    Значение

    Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый.

    Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный.

    Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной).

    Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый)

    Ев-/-ов-, -ин-

    С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов.

    Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый.

    Енн-/-онн-

    Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный)

    Ив-/-лив-/-чив-

    Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый

    Ист-, -чат-

    Похожесть: серебристый, маслянистый.

    Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу).

    Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный.

    Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный.

    Суффиксы глаголов

    Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.

    Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.

    Суффиксы местоимений

    Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.