Что такое династия омейядов. Омейадов династия. Начало движения Аббасидов

Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 - 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. По крайней мере формально халиф - заместитель посланника Аллаха Мухаммеда - обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей цивилизацию. Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалованье от казны или земельные наделы. Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям. Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих. Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат. Правда, внутренняя структура вновь образующихся государств была одинаковой и почти в точности повторяла структуру халифата времен его расцвета. В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы в государственной истории мусульманского мира.

После смерти Мухаммеда правители арабского исламского государства выбирались из сподвижников или родственников пророка, которые получали титул халифов. Слово это означает «заместитель», так что речь шла о преемственности власти по линии Бог - пророк - халиф. Таких халифов было четыре: Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.), Али (651-661 гг.) /Босворт, 1971, с. 115/.

Уже первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, часто возглавлявшиеся «лжепророками». Характер этих боевых действий, описанный в «Книге завоевания стран» арабским историком средневековья Ахмедом Ибн Яхья Белазури, представляет особый интерес. Так, один из первых военачальников, отправляясь в поход, получил еще от самого Мухаммеда следующие наставления: «…требуй, чтоб враги наши приняли ислам, требуй уплаты поголовной подати от несогласных принять ислам, заключай мирные договоры не от имени Бога и пророка, но от имени отца своего и от своего имени: грех твой не будет велик, если ты не будешь соблюдать их.

Вступая в бой, прикажи рубить мечами высокомерные головы, но запрети трогать отшельников, убивать детей, женщин и стариков, рубить деревья и разрушать дома».

В правление Абу Бекра мусульманам удалось не только подавить сопротивление своих противников внутри страны, но и начать походы на восток (территория современных Ирака и Ирана) и запад (восточное побережье Средиземного моря).

Иерусалим был сдан патриархом Софронием после многомесячной осады, истощившей силы обороняющихся. Впрочем, такое сопротивление завоеватели встречали, как пишут мусульманские историки, далеко не везде и не всегда.

«Перед битвой на реке Ярмук, узнав, что румы приближаются к ним, мусульмане возвратили жителям Химса тс харадж [обязательную дань с покорившихся], который взяли с них, и сказали: «Нам не до того, чтобы помогать вам и защищать вас, распоряжайтесь им как хотите».

И сказали жители Химса: «Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и обиды, которым мы подвергались; с Вашим правителем мы отстоим наш город от войска Ираклиева». И они заперли ворота свои и поставили у них стражу. Таким же образом поступили христиане и евреи, жители тех городов, которые заключили мирные договора с мусульманами.

При первых халифах арабам удалось полностью разгромить державу Сасанидов, захватить Армению и Грузию, перейти Кавказский хребет и столкнуться с Хазарским каганатом.

Византия обязалась выплачивать дань халифату, а мусульманские армии захватили Египет и, двигаясь по южному побережью Средиземного моря, в 648 г. подошли к Карфагену, жители которого откупились от захватчиков.

К этому времени в арабском лагере уже наметились тенденции к расколу и распаду единого государства. Первоначально это выразилось в династических неурядицах. Уже Абу Бекр передал власть своему преемнику Омару путем завещания, одобренного лишь ближайшими сподвижниками Мухаммеда и членами его семьи, устранив от принятия решения жителей Медины (634 г.).

Когда же сам Омар был убит неким персом в 644 г., то халифом стал Осман. Последний был представителем семьи Омейядов из рода Курайш. Впоследствии курайшиты оказывали ему упорное сопротивление и приняли ислам лишь после ряда военных неудач.

Все эти обстоятельства на фоне наступившего засилья Омейядов давали повод для недовольства и сомнений в законности избрания Османа. Недовольных возглавили родственники Мухаммеда, среди которых выделялся его зять Али. Именно он был объявлен халифом, когда заговорщикам удалось убить Османа, подняв восстание в Медине.

Нового правителя признали далеко не все: на политическом горизонте возникали всё новые и новые претенденты. Некоторых из них поддержала вдова Мухаммеда - Айша.

Многие считали тогда, что халифом может быть избран любой правоверный мусульманин, а родственные связи с семьей пророка - лишь один из аргументов в пользу того или иного кандидата. Сторонники этой точки зрения отделились от лагеря Али и провозгласили, что «нет халифа иначе как по воле Бога и народа». Они стали называться хариджитами, т.е. вышедшими /там же, 1971, с. 95/.

Следует заметить, что все описанные разногласия выходили за рамки сунны - священного предания мусульман содержащего рассказы о жизни пророка Мухаммеда и его суждениях. Именно на сунну опирался предводитель Омейядов Муавия, который и стал следующим халифом. Это случилось, когда Али, почти полностью разгромивший хариджитов, был убит одним из них в 661 г.

С этого времени по 750 г. в Арабском халифате утвердилась династия Омейядов.

Воцарение Муавии сопровождалось мирным договором, который новый халиф заключил с сыном покойного Али - Хусейном. Это был также компромисс со старым окружением пророка, которое ориентировалось на исконные арабские территории - Медину и Мекку. Оказывая внешнее уважение традиционным центрам, Муавия всё же перенес свою столицу в Дамаск, сделав акцент прежде всего на завоевание новых земель и удержание завоеванного.

Но сразу после его смерти (680 г.) Мекка и Медина выступили в защиту прав Хусейна, которого шииты вновь провозгласили халифом.

В том же году войска Омейядов подавили это движение: армия повстанцев была окружена, сам Хусейн убит, голова его отправлена в Дамаск.

Такая экзекуция не принесла мира: в 682 г. Омейяды были изгнаны из Медины, хариджиты укрепились в Басре, шииты - в Куфе. Все владения в Северной Африке западнее Египта оказались под властью местных племен - берберов. Отпали от Омейядов Ирак во главе с полководцем Абдуллой Ибн Зубейра, Армения и Азербайджан, отвоеванные Византией, земли Средней Азии за Амударьей, где против арабов началось очередное восстание.

Борьбу за воссоединение земель халифата начал Абд аль-Малик (халиф с 685 г.). Уже в 684 г. он разгромил хариджитов, а шиитское движение подавил в 687 г. Обезопасив себя мирным договором с Византией, Абд аль-Малик отправил сирийскую армию на Аравийский полуостров. Земля пророка была брошена под копыта коней. Войска халифа заняли Медину, после чего была осаждена и взята Мекка (692 г.).

Достигнутая таким образом консолидация арабского мира позволила халифату Омейядов, который иногда называют и Дамасским халифатом, резко усилить внешнюю экспансию.

Египетские наместники Абд аль-Малика повели войска вдоль побережья Средиземного моря на запад. Здесь, как уже говорилось выше, укрепились кочевые племена берберов. Начатое в 689 г. наступление завершилось к 710 г. выходом к современному Гибралтарскому проливу. Еще несколько лет потребовалось, чтобы ряд десантов в Испанию показал слабость государства вестготов, терзаемого смутами. В числе первых на Пиренейский полуостров высадился (711 г.) отряд численностью до 7 тыс. человек, которым командовал вольноотпущенник Тарик Ибн Зияд. Он одержал победу под Кадиксом, после чего почти без сопротивления занял целый ряд городов, завершавшийся столицей вестготского королевства - Толедо.

Прибывший вслед за Тариком (712 г.) наместник Северной Африки Муса привел с собой восемнадцатитысячную армию, которая вошла в Толедо, двигаясь по другому маршруту. Здесь Муса приказал арестовать удачливого вольноотпущенника и заковать его в цепи, но память о первом завоевателе Испании сохранилась в названии Гибралтар, происходящем от арабского Джебель (Гебель) Тарик, что означает Гора Тарика.

В следующем году, взяв после долгой осады Севилью, Муса почти полностью завладел Пиренейским полуостровом: лишь горная страна басков не покорилась завоевателям. Впрочем, торжествовал мусульманский полководец недолго: в Дамаске он был обвинен халифами Валидом I (705-715 гг.) и Сулейманом (715-717 гг.) в неправильном распределении военной добычи. Уплатив огромный штраф, Муса кончил свои дни частным лицом.

Уже эти события свидетельствуют о глубоком антагонизме между полководцами - наместниками завоеванных территорий - и центральной властью.

Несколько раньше (695 г.) Омейядам удалось восстановить свою власть в Ираке, куда отступили из Аравии силы хариджитов. Развивая успех, войска халифов подчинили Среднюю Азию, где их опорным пунктом стал город Мерв (Мары). Успешным был и поход в Индию: в 711 г. арабы заняли город Мультан - один из крупнейших центров индуизма.

Все эти завоевания сопровождались строительством собственно арабских городов, чьи укрепления должны были обеспечить контроль над покоренными народами.

Экспансии халифата не предвиделось, как казалось, никаких, преград, когда его победоносные армии осадили Константинополь (717 г.). Падение города означало для арабов соединение западных владений с восточными и завершение борьбы за мировое господство.

Трудно было сомневаться в успехе этого предприятия: Византия была ослаблена двадцатилетним периодом междоусобиц, когда шесть императоров лишились престола насильственным образом, причем четверо из них погибло от руки палача. Более того: новый император Лев Исавр слыл арабофилом и чуть ли не тайным мусульманином. Именно эти симпатии к исламу сделали его, как считали современники и считают некоторые исследователи, инициатором иконоборческого движения. Халиф Сулейман одним из первых признал не совсем очевидные права Льва на императорский трон.

Новый император не оправдал надежд своих арабских друзей, и против византийской столицы были брошены огромные силы. Часть войск двигалась из Малой Азии, другая была переброшена морем во Фракию и наступала на Константинополь из Европы. Флот, насчитывавший до 1800 кораблей, должен был отрезать город как от Средиземного, так и от Черного морей. Судьба империи висела на волоске, когда Лев Исавр, выждав благоприятное сочетание течения и ветра, направил против вражеской армады свои огнеметные суда. Знаменитый греческий огонь уничтожил большую часть арабского флота. Последовавшая сразу после этого отчаянная попытка взять городские стены с моря была отражена. Не могла не сказаться на положении осадной армии и смерть халифа Сулеймана. Тылы европейской группировки арабов тревожили болгары.

Фатальным для мусульман оказалось решение зимовать под Константинополем. Полная блокада без господства на море оказалась невозможной, и осаждающие терпели лишения еще в большей степени, нежели осажденные. Постоянно тревожимые вылазками и редеющие от болезней в условиях суровой зимы армии халифата понесли огромные невосполнимые потери и могли надеяться лишь на помощь нового флота. Весной 718 г. эти подкрепления действительно прибыли, но вновь потерпели поражение в морском бою. Неудачей закончилась и попытка перебросить осаждающим подкрепление сухим путем.

Общие потери арабского войска оценивались в 100 тыс. человек. Такая катастрофа всё же не помешала мусульманам вторгнуться на территорию Франции и продержаться там некоторое время, равно как и нанести совместно со среднеазиатскими племенами поражение китайской армии в 751 г. на реке Талас, однако это были уже предсмертные судороги погибающего гиганта.

Изнурительные завоевательные походы, переставшие приносить только победы, но кончавшиеся зачастую и тяжелыми поражениями, вынудили халифов пересмотреть налоговую политику. Легкие изначально подати, обеспечившие арабам поддержку на покоряемых территориях, стали сменяться тяжелым гнетом, не уступавшим поборам, которые имели место в Византии и в державе Сасанидов.

Усиливалась реальная власть эмиров - одновременно военачальников и администраторов в наместничествах, которых к этому времени насчитывалось уже пять.

В первое наместничество входили Иран, Ирак, Восточная Аравия, Хорасан и Средняя Азия, причем два последних региона имели отдельных правителей.

Второе наместничество включало коренные арабские земли: Хиджаз, Йемен и Центральную Аравию.

Восточная часть Малой Азии, Азербайджан и Армения относились к третьему.

Четвертое наместничество объединяло Египет, Ливию и Триполи, а пятое - Западную Африку и Испанию.

Эмиры устанавливали свои порядки, часто еще более поднимая и без того что вело к росту социальной напряженности. Этот процесс накладывался на сепаратистские устремления отдельных регионов и сохранявшиеся религиозные противоречия.

Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные мятежи прокатились по всему халифату. В 728-737 гг. восстали согдийцы в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), в 734-743 гг. - берберы в Магрибе (Северная Африка) и Испании, в 740 г. - шииты в Куфе, в 744-747 гг. - хариджиты в Месопотамии, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти выступления имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией этой серии явилось восстание в Хорасане, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы - дехкане, осевшие в Хорасане арабские племена, множество беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников этих движений и в религиозном отношении: мусульмане различных толков - сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты. Последний халиф Мерван II отступил в Сирию, а затем бежал в Египет, где и был убит.

Омейяды

Представители влиятельного и богатого клана в Мекке. Основателем этого клана был Абд Шамс, сын Абд Манафа, сыном которого был Омейя. Омейяды были соперниками другого родственного им клана Хашимитов. Это соперничество временно было упразднено после пророчества Мухаммада. Однако затем вспыхнуло с новой силой, начиная с периода правления халифа Али, против которого выступил представитель Омейядов Муавия ибн Абу Суфьян. Он основал династию Омейядов. Омейяды (41/661-132/750) - первая мусульманская царская династия, которая пришла к власти после периода правления первых четырех Праведных халифов. Они находились у власти в Арабском халифате на протяжении почти одного столетия. Основателем мусульманской монархической государственности стал первый Омейядский халиф Муавия ибн Абу Суфьян, который при первых Праведных халифах был наместником Сирии. Он был сыном известного курайшитского лидера Абу Суфьяна, который на протяжении длительного времени выступал против пророка Мухаммада и его первых последователей, но, в конце концов, в результате завоевания Мекки мусульманами, принял Ислам. После убийства халифа Османа, Муавия ибн Абу Суфьян присоединился к требованиям немедленного наказания его убийц и, по этой причине, отказался признать власть четвертого халифа Али ибн Абу Талиба. В ответ халиф Али двинулся со своей армией против него и, в 37 году хиджры, стороны сошлись в кровопролитной битве при Сиффине, где, в конечном итоге, ни одна из сторон не сумела одержать окончательной победы. К победе был близок Али, однако сирийцы нанизали на свои копья свитки Корана и призвали к Божественному суду, который решено было провести посредством третейских судей. Однако этот суд не решил проблемы и противостояние между сторонами продолжилось. На этот раз конфликт проходил в условиях преимущества Муавии. В 38 году хиджры армия Муавии ибн Абу Суфьяна под руководством Амра ибн аль-Аса добилась крупного успеха, захватив Египет. В 39 году войска Муавии перевели театр военных действий в Ирак и к 40 году захватили значительную его часть. В то же время, его полководец Бишр ибн Абу Арт начал наступательные операции в Аравии, захватив Мекку и Йемен. В разгар военных действий в Аравии, халиф Али ибн Абу Талиб был убит 17 рамадана 40 года хиджры в результате заговора хариджитов (См. Хариджиты). После смерти халифа Али, его сторонники объявили новым халифом его сына Хасана ибн Али. Однако Хасан не обладал достаточной силой и влиянием, чтобы возглавить расколовшийся Халифат, раздираемый гражданской войной. Поэтому он решил уступить власть Муавие ибн Абу Суфьяну. В 41 году Хасан ибн Али встретился с Муавией в Куфе, передал ему все свои полномочия и уехал со своим братом Хусайном в Медину. С этого времени Муавия официально стал новым халифом. Однако он изменил сущность института власти в Халифате, превратив его в царскую монархию. После него власть в государстве стала передаваться по наследству и Халифат стал абсолютной монархией. Изменение государственного устройства Халифата и превращение его в монархию вызвало многочисленные протесты со стороны многих ветеранов исламского движения, членов семьи и сподвижников пророка, которые не желали власти Йазида I, которому его отец Муавия передал власть по наследству. Эти протесты привели к восстанию против власти Омейядов, которое началось в Куфе (Ирак). Восставшие куфийцы попросили Хусайна - внука пророка Мухаммада, возглавить это движение. Хусайн отозвался на их просьбу и выехал в Куфу. Однако халифскому наместнику удалось не только подавить это восстание, но и переманить большинство куфийцев на свою сторону. В связи с этими событиями Хусайн ибн Али оказался фактически преданным своими же сторонниками, которые пригласили его в Ирак, и, по пути в Куфу, в местечке Кербела, был убит в результате столкновения его небольшого отряда с халифскими войсками. Смерть Хусайна привела к еще большей эскалации насилия в Халифате. Фактически началась новая гражданская война. Лагерь противников Омейядов возглавил Абдулла ибн Зубайр, который сумел сильно потеснить их и стать халифом в 64/684-73/692 годах. Он положил конец правлению суфьянитской ветви Омейядов. Но затем представители побочной ветви Омейядов (марваниты) сумели нанести ему поражение и прийти к власти. Первым халифом от марванитов стал Абд аль-Малик ибн Марван (73/692-86/705). После этого в Халифате наступил период относительной стабильности. Однако против Омейядов продолжали действовать шиитские и хариджитские группы. Их активная политическая и повстанческая деятельность постепенно расшатывала позиции Омейядов, которые к концу своего правления погрязли в междоусобицах и дворцовых интригах. Началом их полного падения стало восстание в 121/740 году еще одного потомка пророка Мухаммада - Зейда ибн Али, который выступил в Ираке против тирании халифа Хишама I ибн Абд аль-Малика. Однако Зейд, также, как и его предок Хусайн ибн Али оказался преданным и покинутым своими сторонниками. Но он не побоялся вступить в бой против халифских войск с горсткой своих сторонников. Это восстание было подавлено с особой жестокостью, а сам Зейд был убит. Но поражение восстания Зейда ибн Али стало причиной еще большей потери авторитета Омейядов, и через десять лет власти этой династии пришел конец. Восстание Аббасидов в Хорасане они так и не сумели подавить (См. Аббасиды) и они захватили власть в Халифате. После прихода к власти Аббасидов, Омейядов повсеместно преследовали и уничтожали. Но сын халифа Хишама - Абд ар-Рахман ад-Дахил сумел бежать в Испанию и в 138/756 году основал там династию Кордовских эмиров. В 316/929 году, кордовский эмир Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. Таким образом, Омейяды возродили свой халифат в Испании и Севере Африки. Кордовский халифат просуществовал до 422/1031 года. А затем, в результате гражданского противостояния, распался. С распадом Кордовского халифата Омейяды окончательно ушли с политической арены. Омейяды вели успешные завоевательные войны. В период их правления была захвачена вся Северная Африка, Испания, Мавераннахр, часть Индии. Халифат превратился в мировую державу и стал одним из основных мировых центров науки и культуры. В период их владычества в Испании, эта страна также была культурным и научным центром Европы.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :

Смотреть что такое "Омейяды" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п ова, Ср. Азию и другие территории. Столицей… … Большой Энциклопедический словарь

    Омейяды - ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Династия арабских халифов в 661 750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории … Исторический словарь - (Умайяды, Умаййады) династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар Рахмана, основавшего… … Википедия

    Династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории.… … Энциклопедический словарь

    Первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750. Член знатной семьи Омейядов из Мекки Осман был избран халифом в 644, но во время восстания 656 он был убит. После него халифом был избран Али, двоюродный брат и зять … Энциклопедия Кольера


В Дамаске и Кордове Омейяды - династия сирийских халифов и кордовских эмиров, при которых ислам из местной арабской религии превратился в государственную религию многих средиземноморских стран. Первым халифом из рода мекканских курейшитов из колена Омейи стал Муавий I.

Муавий, наместник и командующий арабскими войсками в Сирии был выдвинут арабской знатью в качестве претендента на главенство в мусульманском мире. Но халифом избрали Али, потомка пророка Мухаммеда, не пользовавшегося популярностью у знати.

В 661 году Муавий убил халифа Али, а его сын Хасан «добровольно» (за огромную сумму откупного и пожизненную пенсию) передал власть Муавию. Этот переворот расколол общество на две группировки - шиитов и хариджей.

Шииты считали правильным установление наследственной власти в халифате, но, по их мнению, это должна была быть власть Алидов, происходивших из семьи пророка. Хариджи, со своей стороны, выдвинули принцип «Нет халифа иначе как по воле Аллаха и воле народа». Такая демократическая формулировка привлекла широкие круги населения халифата не арабского происхождения. Историки считают Муавия справедливым правителем, при котором не было религиозных гонений и незаконных поборов.

При нем ислам стал сложившейся системой канонических положений и обрядов, образовался шариат. В становлении ислама арабы ис пользовали традиции ранних религий - христианско-византийскую и иранско-зороастрийскую. С именем Муавия связано и строительство первой мечети. Здание мечети, с минаретами по фронтону и кафедрой для проповедника, с заимствованным из иранской архитектуры купольно-сводчатым покрытием, было великолепно.

Боясь покушений, Муавий ввел обычай, чтобы халифа сопровождал отряд копьеносцев-телохранителей, и закрепил власть своего рода, объявив преемником своего сына Иазида.

После смерти Муавия І в 680 году Алиды вновь заявили претензии на халифат: второй сын Али, Хусейн, отказался присягнуть Иазиду и двинулся на Куфу из Мекки, но был окружен войсками халифа. Хусейн отказался сдаться, и тогда воины, боявшиеся личной ответственности за убийство внука пророка, все разом набросились на него и изрубили мечами. Место убийства Хусейна до сих пор считается святым для шиитов.

Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Иахиду и Абдаллах, а мединцы подняли восстание. 26 августа 683 года в жестоком сражении восстание было подавлено, и войска двинулись на Мекку, но смерть Иазида заставила снять осаду с города.

Правление Иазида было кратким и неспокойным, поэтому после его смерти власть в халифате легко захватил Ибн аз-Зубайр. Права своего рода решил отстоять троюродный брат Муавия Марван, разбивший войска Ибн аз-Зубайра. Но и этот халиф не правил долго: будучи уже в преклонном возрасте, в 685 г он скончался, а халифом стал его сын Абд ал-Малик.

На восстановление единства халифата Абд ал-Малику потребовалось восемь лет, а потом он занялся проведением в жизнь реформ, намечавшихся еще при Муавий: были переведены со среднеперсидского на арабский язык налоговые кадастры, а во главе финансового ведомства стали арабы.

В то же время была проведена и денежная реформа, золотые и серебряные монеты стали чеканить единообразно.

Продолжалось строительство мечети в Дамаске, начатое Муавием, и был построен «Купол» в Иерусалиме.

После смерти отца Абд ал-Малик вызвал в Дамаск своего племянника Омара, славившегося своим благочестием, и выдал за него замуж свою дочь Фатиму. Омар приобрел такое расположение халифа, что сидел выше всех его сыновей, кроме наследника Валида.

Из династии Омейядов Омар выделялся любовью к роскошному образу жизни. Он тратил очень много денег на духи, одежду и лошадей. В прачечной люди даже платили деньги за то, что их вещи стирали вместе с одеждой Омара, чтобы они пропитывались запахом духов.

Омар выступал и как меценат: он щедро платил поэтам за приветственные стихи. Известно, что один из них за свое стихотворение получил от Омара, когда тот был наместником Медины, 15 верблюдиц.

В 706 году Омар был назначен наместником Медины. Здесь он, по желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют «мечеть Омейядов».

Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид умер раньше, и Сулейман стал халифом.

Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.

В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню, где они не могли бы общаться с другими людьми.

По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре. Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману, начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а монастырь с тех пор называют «монастырь евнухов».

Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного халифа разбил паралич.

Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его двоюродного брата благочестивого Омара, т. к. сын халифа Эйюб умер раньше отца. Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара, брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.

Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью. Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.

В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его предками империи, но, став халифом, он изменился.

Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их. При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана. Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший в 19 лет, считался образцом благочестия. О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он заболел и умер в монастыре Дейр-Симан.

Последним Омейядским халифом был Мерван II (744–750). Против него объединились Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды. Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых и детей - всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией. Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа, Абдаррахман I (731–788), бежавший через Северную Африку в Испанию.

Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он захватил ее территории и заставил признать свою власть почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Абдаррахман II (792–852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы: сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека кордовских эмиров славилась по всему миру: только каталог ее состоял из 44 томов.

Абдаррахман III (891-96I), чтобы защитить свое государство от внешних и внутренних врагов, стал создавать силу, способную противостоять им. Такой силой стала гвардия рабов, называемая «саклаб». Она состояла из представителей многих народов: славян, германцев, итальянцев… Воины были хорошо обучены, дисциплинированны и вооружены, к тому же они совершенно не зависели от местного населения. Поэтому Абдаррахману без труда удалось в короткий срок уничтожить мятежи и устранить внешнюю угрозу, исходившую от короля Леона Ордоно II. В 920 году были разгромлены войска Леона, а в 928-м - окончательно задушено движение мятежников.

16 января 929 г. Абдаррахман III был торжественно провозглашен в кордовских мечетях халифом с титулом «халиф-защитник веры Аллаха». Кордовский эмират превратился в халифат.

Уничтожение усобицы способствовало росту ремесел и расширению торговли в эмирате. Расцвело ткацкое производство, выделка оружия, из делий из стекла и железа Вывозили из Испании шелк, пряности, вино и фрукты.

Абдаррахман построил порты и значительный флот, благодаря чему города Испании в Х веке стали центром торговых сношений с восточным Средиземноморьем.

К моменту смерти Абдаррахмана III столица халифата, город Кордова, был превращен в великолепный дворцовый ансамбль, а резиденция халифа аз-Захра считалась одним из самых замечательных архитектурных сооружений Европы и Азии.

Правление Абдаррахмана III стало пиком развития Кордовского эмирата. Последний Омейяд был лишен престола в 1031 году, наступило время правления многочисленных мелких династий.

Перенесение центральной власти в Дамаск, столицу Омейядов, оказало значительное влияние на последующее развитие ислама. С одной стороны, оно знаменовало неявное завершение предыдущей эпохи. Все первые четыре халифа были сподвижниками Пророка - набожными и благочестивыми людьми, их образ жизни не был отличен от того, что вели рядом с ними простые люди, они сохранили простые привычки своих предков, несмотря на колоссальные богатства, привозимые с покоренных земель. Даже Осман, политика которого сеяла среди мусульман рознь и распри, был больше предан заботам о мире будущем, нежели этом. С переездом в Дамаск, однако, многое изменилось.

В ранние дни ислама расширение его границ основывалось лишь на простом желании донести людям Слово Божье. Хотя мусульмане, встречая сопротивление, и применяли силу, они не принуждали своих врагов принимать ислам. Наоборот, мусульмане позволяли христианам и евреям исповедовать их религии, а многочисленные обращения в ислам были результатом открытия людям веры, простой и вдохновенной.

С приходом династии Омейядов, тем не менее, светские дела и проблемы, неизбежные в управлении огромной империей, стали преобладать в заботах халифов, часто за счет религиозных дел, что не могло не тревожить преданных и набожных мусульман. Нельзя сказать, что религиозными ценностями вовсе пренебрегали - наоборот, каждое столетие их важность для мусульманской общины возрастала. Но не всегда они занимали главное место, и со времен Муавийи призвание халифа как "Защитника Веры" все в большей мере требовало уделять внимание прежде всего светским делам и заботам, которые в столь значительной мере преобладают в истории каждой страны.

Муавийя был умелым правителем, и даже его критики признавали, что он в высокой мере обладал "хильмом" - столь ценным качеством, которое можно охарактеризовать как "цивилизованная сдержанность". Тем не менее, Муавийя никогда не был способен ни устранить вражду к своему правлению, ни найти общий язык с шиитами. Эти проблемы не поддавались решению, пока Муавийя был жив, однако после его смерти в 680 г. сторонники Али возобновили сложную и упорную борьбу, которая досаждала Омейядам на протяжении следующих более чем 70 лет их правления и впоследствии достигла Северной Африки и Испании.

Омейяды, однако, сумели быстро достичь высокого уровня стабильности, особенно после того, как Абд аль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г. Подобно предшественникам из рода Омейядов Абд Аль-Малик был вынужден посвящать большую часть своего правления решению политических проблем. Но он осуществлял также и крайне важные реформы: руководил очищением и повторным открытием водоканалов для орошения долины Тигра и Евфрата, что было ключевым фактором процветания Месопотамии со времен шумеров; ввел производство и чеканку монет, которые со временем вытеснили византийские и сасанидские монеты и стали единственным денежным средством в обращении. Организация Абд аль-Маликом правительственных учреждений была также важна: она устанавливала модель для более поздних детально продуманных и усовершенствованных структур верховной власти Аббасидов и для последующих государственных образований, возникавших на месте империи Омейядов. Были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности, и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно - он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави.

Во времена Абд аль-Малика Омейяды продолжили приумножать могущество ислама. На восток они распространили свое влияние до Трансоксании - области на север от реки Оксус и продолжили путь к границам Китая. На западе они покорили Северную Африку в походе, предпринятом Укбахом ибн Нафи, который основал город Кайруван, расположенный в современном Тунисе. Оттуда они направились к берегам Атлантического океана.

Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными нациями и этническими группами, которые принимали ислам и впоследствии оказывали значительное влияние на ход истории ислама. Например, берберы Северной Африки, противодействовавшие правлению арабов, но с готовностью принявшие ислам, позднее присоединились к Мусе ибн Нусайру и его генералу Тарику ибн Зийаду, когда те пересекали Гибралтарский пролив, направляясь в Испанию. Берберы впоследствии также осуществили в Северной Африке реформы, имевшие большое значение для исламской цивилизации. На востоке правление Омейядов в Трансоксании привело к установлению отношений с турками, также принявшими ислам, и со временем ставшими его преданными защитниками. Границы правления Омейядов достигли также древней цивилизации Индии, наука и литература которой значительно обогатили исламскую культуру.

Тем временем в Европе арабы, нанеся поражение Визиготам, вошли в Испанию, и к 713 г. достигли французского города Нарбонны. В последующие десятилетия их отряды непрерывно совершали набеги на французские земли и в 732 г. достигли долины Лувра, расположенной всего лишь в 170 милях от Парижа. Там в битве при Пуатье они были окончательно отброшены назад французскими войсками под предводительством Шарля Мартеля.

Халиф из династии Омейядов Омар ибн Абд аль-Азиз достиг подлинного величия. Он значительно отличался от своих предшественников. Несмотря на то что Омар был членом семьи Омейядов, он родился и вырос в Медине. Здесь раннее знакомство и общение с набожными мусульманами сформировало в нем чувство долга и желание заниматься не только политическими вопросами, но и делами веры. Например, он изменил политику своих предшественников, отменив взимание подушной подати с новообращенных мусульман.

Это решение значительно уменьшило поступления доходов в казну государства, но поскольку уже был подобный прецедент в правлении великого Омара ибн аль-Хаттаба, второго халифа, и поскольку Омар ибн Абд аль-Азиз был тверд в своем решении привести политику государства в соответствие с порядком и практикой, установленными Пророком, то даже противникам его правления не оставалось ничего кроме, возношения восхваления этому праведному и благочестивому человеку.

Последним великим халифом из рода Омейядов был Хишам, четвертый сын Абд аль-Малика. Его правление длилось долго 724 - 743гг. Это было время, когда Арабская империя достигла наибольших размеров и наибольшего величия. Но ни он, ни четыре халифа после него не соответствовали требованиям своего времени, и когда в 747г. бунтовщики подняли в Хорасане черное знамя мятежа, правление династии Омейядов подошло к концу.

Несмотря на то, что Омейяды в основном покровительствовали и благоприятствовали расцвету своей родины Сирии, их правление отмечено достижениями и успехами для всей мусульманской общины. Некоторые из наиболее красивых и величественных архитектурных сооружений мусульманского мира, существующих и поныне, построены по их распоряжению: Мечеть Омейядов в Дамаске, Мечеть Скалы в Иерусалиме, великолепные дворцы в пустынях Сирии, Иордании и Ирака. Они организовали структуры верховной власти, способные справляться с множеством самых сложных проблем огромной и многоликой империи, сделали арабский язык официальным языком империи. Правление Омейядов способствовало развитию культуры: чистая арабская проза таких писателей, как Абд Аллах ибн аль-Мукаффа и Абд аль-Хамид ибн Яхья аль-Катиб редко в последующие времена была превзойдена другими авторами.

За все 90 лет правления Омейядов империя заслужила репутацию "мульк", т.е. "светское государство". В последние годы династии их противники создали тайную организацию с целью возведения в халифы потомка Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиба, дяди Пророка. Умелой подготовкой эта организация сумела объединить вокруг поставленной цели враждующие группы в Хорасане и Ираке и провозгласила халифом Абу аль-Аббаса. Марван ибн Мухаммад, последний Омейядский халиф, был разгромлен, и сирийцы, все еще верные Омейядам, были обращены в бегство. Лишь один из них сумел избежать беды - Абд ар-Рахман ибн Муавийя аль-Дахиль, юный князь, бежавший вместе со своим верным слугой в Испанию и установивший там в 756г. новую династию Омейядов.