Подшивка карнизов крыши варианты. Монтаж и выбор материалов для подшивки свеса крыши. Как обшить карниз вагонкой либо доской

Процесс создания кровли - это не только изготовление стропил, укладка кровельного материала и монтаж водостоков, но и подшивка карнизов. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как осуществляется подшив крыши, а также рассмотрим, чем подшивать крышу дома и какие материалы для этих целей считаются наиболее популярными.

При правильно выполненном возведении жилого здания кровля от стены отходит на расстояние от полуметра до семидесяти сантиметров. Это условие требуется для того, чтобы фасад вашего дома был надежно защищен от попадания атмосферных осадков – дождевой воды. Таким образом, в крыше получается свес, который сверху покрывается кровельным материалом, а снизу подшивается. Подшив кровли дает возможность не только для защиты от влаги – грамотно обустроенный, он обеспечит отличную вентиляцию подкровельного пространства, а также участка между утеплителем и кровельным материалом. Воздух будет непрерывно циркулировать, попадающая влага – быстро выветриваться. Соответственно, конструкция крыши останется сухой, а это значительно увеличит сроки ее эксплуатации.

Подшивка крыши: материалы

Существует достаточно широкий спектр материалов, которые могут применяться для подшивки кровли. Иногда для осуществления такой работы, и особенно, в деревянном доме, используется деревянная вагонка. Это материал достаточно дешевый и удобный в монтаже, но у него есть огромный минус – это низкие сроки службы. Деревянная вагонка будет требовать периодического подкрашивания, со временем она будет чернеть и активно впитывать в себя влагу. Еще один недостаток вагонки в том, что она не обладает тем уровнем вентиляции, который требуется для кровли.

Весьма популярным решением для того, чтобы выполнить подшивку крыши, является ПВХ-вагонка. Такой вид материала вполне приемлем, как по стоимости, так и по эксплуатационным характеристикам. Однако для удобства монтажа и для создания эстетичной «внешности» кровли следует использовать специальные декоративные «уголки», также выполненные из пластика.

Нередко для подшивки крыши в частном доме используют и такой материал, как виниловый сайдинг. Между тем, желая сэкономить, домовладельцы совершают ошибку: дело в том, что изначально сайдинг является материалом для фасадного декора стен зданий, а при подшиве им крыши смотрится не так привлекательно. Внешний вид сайдинга ухудшают еще и вентиляционные отверстия, изначально в данном материале не предусмотренные.

Среди бюджетных вариантов материала,с помощью которого осуществляется подшивка кровли, можно упомянуть и металлический оцинкованный сайдинг. Он относительно легко монтируется, но служит – недолго, поскольку подвержен коррозии. На металлическом сайдинге, при его использовании на крыше, быстро возникают пятна ржавчины. Особенно это заметно в случае, если вы подшиваете крышу материалом белого или различных светлых оттенков.

Сегодня на крупных строительных рынках с легкостью можно найти специальные материалы, предназначенные для подшивки кровельных карнизов – так называемые «софиты». Они могут быть двух видов – алюминиевые и виниловые (ПВХ). Размер таких элементов подшивки, как правило, составляет от 3до 3.5 метров, такие размеры для подшивания кровли являются оптимальными. Софиты бывают:

  • сплошными (используются для крыш веранд, беседок, крыльца и т.п.);
  • перфорированными (применяются, как правило, для крыш, которые покрыты битумной черепицей и другими непрофилированными материалами);
  • с перфорацией по центру (практически универсальный вариант, обладающий наиболее эффективной функцией вентиляции пространства под кровлей).

Подшивка софитами: этапы работы

Подготовка кровли, работы по утеплению По окончании установки стропил, в ходе монтажа обрешетки для кровельного материала, концы стропил аккуратно отпиливаются по линии, которая должна быть строго параллельна стене дома. Для того чтобы обшить карнизные свесы, в качестве каркаса применяются либо металлические профили (такие, как и для монтажа гипсокартона), либо доски. Торцы стропил, отпиленных по вертикали, зашивают также, как и коробку.

Важно: перед тем, как осуществить подшив свесов кровли, нужно утеплить снаружи стены вашего дома. Таким образом, подшивка будет плотно прилегать к материалу-утеплителю на стенах, и теплопотери здания станут значительно меньше.

Если угол наклона кровли небольшой, софиты могут быть установлены параллельно стенам, прямо на стропила. В таком случае угол подшивки будет совпадать с углом ската. В случае если нижняя плоскость стропил вашей крыши неровная, важно ее предварительно выровнять для того, чтобы подшивочные работы были выполнены качественно. С этой целью можно шурупами к боковым частям стропил прикрутить небольшие кусочки (обрезки) досок. Размер таких обрезков – не менее десяти сантиметров в длину и четырех сантиметров – в ширину. Прикручиваем сначала первую и последнюю доски, а затем, чтобы стропила стали максимально ровными, натягиваем нить – и по этой линии крепим оставшиеся доски. В месте, где сходятся скаты, доски фиксируются с двух сторон углового стропила.

Намного чаще укладки софитов по стропилам практикуется другой вариант. От стены до края стропил обустраивается горизонтальная коробка. При этом каркас для подшивания карнизов с использованием софитов будет сделан также, как и в предыдущем варианте – из досок. Крепление выполняется одной стороной – к нижней части кровельных стропил,
Производится крепление одного края к нижней части стропил, а другого – к дополнительной доске. Эту доску опускают и фиксируют в месте, где стропила сходятся со стеной. В углах доску нужно укладывать плашмя – здесь расположится стык, на котором будут крепиться две стороны доски. Стык проходит от угла, где сходятся скаты, до угла схождения стен. Это позволяет создать жесткую конструкцию, которая будет независимой от стены вашего жилого здания.

Выполняя данную работу, постарайтесь сделать крепления максимально надежными: часто для фиксации используются шурупы, но дополнительно можно порекомендовать воспользоваться металлическими пластинами и уголками.

После того, как каркас будет готов, может быть начата подшивка софитами. Выполняйте обшивку аккуратно и надежно – так, чтобы впоследствии в подкровельное пространство не попадал ветер, а также чтобы не было доступа для атмосферных осадков: снега, дождя. В комплекте с софитами обычно поставляются специальные монтажные планки, которые дают возможность сделать подшивку кровли более простой, быстрой и удобной. Такие планки оперативно устанавливаются при помощи обычных саморезов по дереву.

Начиная работы по подшивке кровли жилого здания, обратите внимание на следующий немаловажный момент: обрезную доску, которую вы используете для обустройства каркаса, а также любые деревянные элементы кровли непременно обрабатываются специальными современными составами, которые обеспечивают надежную защиту от грибков, плесени и других негативных факторов, которые разрушительно влияют на дерево. Такие простые меры позволят вам существенно продлить сроки эксплуатации всей кровли и отдельных ее элементов.

На данном видео подробно показан процесс подшивки софитами:

Выбирая современные качественные материалы для того, чтобы правильно осуществить подшивку кровли, вы предотвратите ряд проблем в будущем, обеспечите хорошую вентиляцию, продлите сроки эксплуатации и, конечно же, сделаете ваше здание более привлекательным и более комфортным для проживания.

Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?

Основные моменты данного процесса

Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.

Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.

Поэтапная схема работ

Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.

Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.

Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.

Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.

Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.

Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.

Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.

Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.

А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.

Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.

Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.

Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.

Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.

Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.

Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.

Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.

Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.

На сроке эксплуатации возведенной крыши положительным образом сказывается подшивка карниза профнастилом. Этот процесс несложен, но он защитит подкровельное пространство от проникновения грызунов и птиц.

Крыша является наиболее сложной частью возводимого дома, поскольку она состоит из большого количества элементов, которые тесным образом взаимосвязаны друг с другом. Некоторые начинающие мастера по причине недостаточного опыта считают, что после монтажа покрытия обустройство кровли завершено.

В действительности такие работы как монтаж водосточной системы и подшивка карнизов крыши металлопрофилем или другими материалами имеет немаловажное значение для правильного ее функционирования.

Особенности устройства карниза

При разработке проекта кровли всегда предусматривается, что она выступает за очертание периметра строения. Кровельным свесом называют промежуток между нижним краем ската и стенами дома. Согласно строительным нормам и правилам, он должен быть равен не меньше 40-50 сантиметров.

Кровельные свесы служат для отведения дождевых и талых вод, которые скатываются с поверхности крыши, на максимально возможное расстояние от стен и тем самым защищают их от намокания.


Существует два типа свесов:

  • карнизный – он образуется между нижним краем ската и боковой стенкой здания;
  • фронтонный – представляет собой вынос крыши за пределы фронтонов строения, его обустраивают с использованием обрешетки или стропильной конструкции.

Кстати, карнизы строят за счет удлинения ног стропил или монтажа кобылок – такое название получили бруски, используемые для удлинения стропил, чтобы свес стал более широким. Поскольку нагрузка на кровлю вне периметра строения небольшая, то для их изготовления задействуют доски меньшего сечения. Крепят кобылки на стропилах металлическими планками или гвоздями.

Для чего нужны свесы и как их обшить

После завершения монтажа кровельного покрытия приступают к подшивке карниза профлистом, вагонкой, сайдингом и т.д.

На свесы возлагают декоративные и функциональные задачи, среди которых:

  1. Отведение от поверхности стен стекающей с крыши воды. Без широкого карниза отделка постройки начинает в короткие сроки терять свой вид, трескается и отсыревает.
  2. Вынос влаги от атмосферных осадков за пределы фундамента дома и отмостки.
  3. Защита элементов стропильной системы от намокания. Дело в том, что подшивка крыши профнастилом, другими материалами или софитами защитит стропильный деревянный каркас от попадания влаги снизу и в результате от загнивания.
  4. Создание завершенного облика здания, поскольку оформленный карниз скрывает непрезентабельные элементы кровли.


Чтобы крыша смотрелась гармонично и пропорционально, нужно учитывать, что, чем меньше уклон кровли, тем шире нужно делать карнизы. Ширина свеса также зависит от климата региона. На местности, где выпадает много осадков и снежные зимы, карнизы лучше делать более широкими.

Способы отделки карнизов крыши металлопрофилем

При сильном ветре или косо идущем дожде под крышу может затечь вода, поэтому специалисты не рекомендуют оставлять без обшивки карниз – профлист считается одним из лучших решений для облицовки свесов. Также для этого можно применять перфорированные панели (софиты).

Существует несколько вариантов, как обшить карниз крыши профнастилом:

  1. Диагональный способ . Профлист прикрепляют к нижнему краю кобылок или ног стропил стартовыми планками или саморезами. Такая подшивка свесов крыши наиболее простая, но для реализации потребуется большее количество материала. Такую технологию используют для подшивки крыши профлистом, если она имеет большой уклон, но маленькую длину свесов.
  2. Горизонтальный способ . Суть данной технологии заключается в использовании короба, который в дальнейшем обшивают профнастилом. Работу начинают выполнять с крепления на стенку бруска и установки деревянного каркаса. Этот способ довольно сложен в реализации, но отделка стен будет более качественно защищена от воды.


Использование металлопрофиля для подшивки карниза имеет преимущества:

  • профлист из стали с полимерным покрытием устойчив к коррозийным процессам;
  • материал отличается повышенной механической прочностью;
  • можно легко подобрать цветовое решение обшивки, чтобы создать единый архитектурный облик.

Выполнение подшивки профнастилом

В процессе обустройства домовладения необходима подшивка крыши металлопрофилем или другим материалом. Ее выполняют после завершения укладки покрытия на крышу вместе с монтажом водосточной конструкции.

В процессе отделки кровельных свесов используют обрезки профнастила, древесные бруски, планки для крепежа, оцинкованные саморезы.


Работу выполняют поэтапно:

  1. Концы кобылок или ног стропил подравнивают в длину. Торцы брусков должны находиться параллельно поверхности стен.
  2. На торцы низа ног стропил крепят лобовую доску. При этом приступают к монтажу кронштейнов, предназначенных для размещения водосточных желобов.
  3. На стене дома анкерными болтами на одном уровне с лобовой доской прикрепляют деревянный брусок.
  4. Между этой доской и бруском на стене с промежутком 40 –60 сантиметров размещают соединительные перемычки. После этого сборка обшивочного каркаса считается завершенной.
  5. Профнастил фиксируют на каркасе с саморезами и направляющими. Желательно, чтобы между этим материалом и стеной оставался вентиляционный зазор, который должен быть равен высоте волны профиля.

Если конструкционное устройство крыши требует наличие мощного вентилирования стропильного каркаса, заделку карнизов лучше будет выполнить при помощи софитов.

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

  2. стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивост ью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

  4. отличаются легкостью и эластичностью, в случае необходимости их можно легко отремонтировать. Кроме того, краска, которая наносится на алюминиевую поверхность, очень стойкая, из-за чего цвет не блекнет даже при длительном воздействии солнечных лучей. Единственным минусом софитов из алюминия является неразнообразная палитра, состоящая лишь из коричневого или белого цветов .

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом

Карниз, или карнизный свес, — это край ската крыши, выдвинутый за пределы боковой стены дома. Подшивка карниза представляет собой заключительный этап монтажа кровельного покрытия, который необходим не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада от осадков, но также для придания крыше и всему строению в целом эстетичного, завершённого вида. Поскольку карниз, по сути, образуют выступающие за пределы фасада стропила, в зависимости от расположения этих стропил карнизы принято подразделять на фронтальные и боковые.

Фронтальный карнизный свес призван защищать фасад здания и представляет собой боковые края скатов кровли. Для обыкновенной двухскатной крыши устройство фронтального карнизного свеса заключается в выпуске за пределы фасада несущих перекладин; нередко фронтальный свес образуется досками обрешётки, которые укладывают под кровельный материал на пароизоляцию. На обрешётку прикрепляется карнизная доска, которую затем обшивают профнастилом.

Боковой карнизный свес имеется у каждой наклонной кровли и образуется стропилами, которые выходят за пределы дома. В большинстве зданий длина такого выступа составляет 60-70 см, хотя иногда можно увидеть и более узкий карниз. Несоблюдение норм по длине карниза чревато произведением дополнительных мероприятий по защите стены от дождя при сильном ветре, например, с помощью наращивания длины стропил за счёт кобылок (отрезков деревянной доски меньшего, по сравнению со стропильной доской, сечения). Стропила, выходящие за пределы фасада, скрепляются досками, которые впоследствии закрываются облицовкой.

Подробней об устройстве карниза рассказывается в этом видео:

Для чего нужен карниз?

Главная задача любого карнизного свеса - защита здания от влаги, например, от воды, которая стекает по крыше при дожде или таянии снега. Благодаря карнизам, вся вода, которая попадает на крышу дома, стекает по её скатам и направляется в водосточный желоб либо на отмостку здания. Логично, что чем дальше вода отводится от стены дома, тем меньше будет её намокание даже в случае сильного ветра.

Защищая крышу от атмосферных воздействий, карниз, вместе с тем, не должен создавать помех естественной вентиляции подкровельного пространства, что важно как для жилых мансардных этажей, так и для холодных крыш. Поднимающийся от земли тёплый воздух должен свободно проходить через карниз и, перемещаясь между пароизоляцией и кровельным материалом, выходить наружу через конёк крыши. Таким образом, при монтаже и подшивке карниза категорически запрещено применение всевозможных герметиков и монтажных пен, которые способствуют образованию конденсата и приводят, тем самым, к намоканию кровельного утеплителя.

Расчёт длины и ширины карниза

Надёжность защиты стен дома от осадков и влаги зависит от того, насколько правильно были рассчитаны длина и ширина карниза - в случае бокового и фронтального свесов, соответственно. Для боковых карнизных свесов в большинстве случаев бывает достаточно 50-60 см, в то время как для фронтальных свесов ширина карниза вполне может быть увеличена до 1 метра. В случае устройства кровли дома из профнастила, действует следующее правило: чем больше высота профиля листа, тем длиннее необходимо делать карнизный свес — это необходимо для того, чтобы влага не попадала под кровельный материал.

Крепёж для карниза

Для обшивки карниза металлопрофилем понадобится три разновидности крепежа:

  • Шурупы по дереву длиной 100 мм
  • Заклёпки 12x4
  • Оцинкованные шурупы длиной 50 мм

Максимальное расстояние между оцинкованными шурупами для крепления профнастила к деревянному основанию составляет 40 см. Исходя из этого и зная длину боковой стороны дома, легко рассчитать требуемое количество крепежа для подшивки профнастила к боковому карнизному свесу. Количество шурупов по дереву для крепления основания рассчитывается исходя из количества стропил - по три шурупа на одну стропилу.

Необходимые инструменты

Для подшивки карниза крыши профнастилом вам потребуются следующие инструменты:

  • Строительный уровень для выравнивания деревянного основания под крепление профнастила
  • Шуруповёрт - основной инструмент для крепления доски основания к стропильным балкам и крепления профнастила к основанию
  • Ножницы по металлу для резки профиля
  • Заклёпочник для крепления пластиковых доборных профилей к профнастилу

Монтаж карниза для кровли: инструкция

Первый этап обшивки карниза профлистом - подготовка основания для крепления металлического профиля. В качестве такого основания используется доска сечением 100x30 мм, которая крепится к нижней части балок стропил вдоль стены и выравнивается с помощью уровня и натянутого шнура. Если в каких-то местах доска прилегает к стропильной балке неровно, поверхность балки можно слегка подровнять стамеской, а если, наоборот, между доской и балкой присутствуют зазоры, их можно заполнить обрезками фанеры или тонкой дощечкой. Убедившись в ровности прилегания доски-основания, приступают к её жёсткому креплению с помощи шурупов по дереву и шуруповёрта.

Если угол наклона крыши дома большой, профнастил можно крепить только в горизонтальной плоскости, и тогда он будет соприкасаться со скатом кровли. Однако более надёжный вариант конструкции - обшивка карниза профнастилом в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. Таким образом, кроме горизонтальной доски основания, необходимо перпендикулярно ей с помощью всё тех же шурупов закрепить ещё одну, вертикальную доску.

После монтажа двух досок основания можно переходить к непосредственной обшивке этих оснований профнастилом. Но перед этим для защиты краёв заранее нарезанного на полосы профлиста от коррозии к нему необходимо прикрепить пластиковый конечный профиль формы L (L -ку). Это происходит следующим образом: L-ка надевается на край полоски профнастила, далее в ней и профиле сверлятся отверстия диаметром 4 мм, и L-ка крепится к профилю заклёпками. Чтобы пластиковый конечный профиль лежал ровно на всех полосах профлиста, перед креплением его к каждой следующей заготовке профили необходимо состыковать.

Обшивку карниза профнастилом начинают с боковой (вертикальной ) стороны. Для этого в профнастиле предварительно сверлят отверстия под крепёж, а затем крепят профлист к доске оцинкованными шурупами (использование именно оцинкованного крепежа предпочтительней по причине его устойчивости к коррозии). Важно, чтобы все точки крепления листа располагались в «ложбинке » профиля, и лучше, если креплению будет подвергаться каждая вторая «ложбинка ».

Закончив с обшивкой вертикальной доски карниза, приступают к монтажу горизонтальной части обшивки. Вертикальные и горизонтальные полосы профлиста соединяют между собой декоративным металлическим уголком, при этом, прежде чем крепить уголок, через каждые 60-80 см под волны вертикальной полосы металлопрофиля подкладывают небольшие куски дерева или фанеры, чтобы обеспечить будущий крепёж кронштейнов для сливного жёлоба. Как и L-ка, уголок крепится заклёпками в предварительно просверленные отверстия в боковом и нижнем профилях.

Если необходимо состыковать карнизы на углах здания, нижний металлопрофиль подрезается на угол в 45 градусов, и линия стыка закрывается пластиковым соединяющим доборным элементом (H -кой). Торцы карнизов также закрываются куском металлопрофиля.

Процесс подшивки металлопрофиля на карниз продемонстрирован в следующем видео: