Владимир Зернов: Государство обременяет частные вузы налогами «по тем же правилам, что и в ларьке. Интернет-СМИ должны работать по тем же правилам, что и традиционные – замминистра информации Тем же правилам что и

Ректор Российского нового университета (РосНОУ), председатель Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов еще в 2017 году сообщил ТАСС, что в России 250 некоммерческих вузов и все они лишены государственной поддержки. Зернов пожаловался на то, что государство обременяет вузы налогами «по тем же правилам, что и в ларьке». Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ) попыталась измерить "общую температуру по больнице", опросив все частные вузы о положении дел. "Картина получилась не очень веселая, - говорит Владимир Зернов. - Ответы написаны, будто под копирку: условия работы ухудшаются из года в год. Почти ни у одного частного вуза нет возможности обзавестись нормальными спортзалами или стадионами, как того требуют правила лицензирования", - рассказал он, уточнив, что всего на сегодня в систему высшего образования входит около 250 частных вузов, 150 из них объединены в АНВУЗ.

Причины он видит в "полном отсутствии государственной поддержки", необходимости платить налоги по тем же правилам, что и в ларьке, невозможности выиграть государственные гранты, в мизерных контрольных цифрах приема и ограничениях в развитии перспективных научных направлений, которые накладывает на частные вузы 284-я статья Налогового кодекса, по которой лишь 10 процентов доходов вуз может получать от своей научной деятельности, а остальные 90 - от образовательной. По наблюдению Зернова, многие частные вузы пытаются решать возникающие у них проблемы не сообща, через Ассоциацию, а индивидуально.

По мнению Зернова, около сотни частных вузов - довольно сильные, их можно найти в десятке регионов страны - в Москве и Петербурге, на Дальнем Востоке, в Екатеринбурге, Уфе, Воронеже, Волгограде, Краснодаре, Курске, на Северном Кавказе. По мнению другого эксперта Виктора Болотова, занимавшего пост замминистра образования РФ в начале 1990-х, когда только начал складываться частный сектор в высшем образовании России, сильных вузов в частном секторе около 50. В их числе Болотов назвал РосНОУ и Российскую экономическую школу (РЭШ, Москва), Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (Башкирия), Университет управления "ТИСБИ" (Тольятти), Самарскую гуманитарную академию, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Болотов рассказал, что большинство успешно работающих негосударственных вузов принадлежат к первой волне, поделившись наблюдением, что для создателей первых частных вузов это не было просто бизнесом, они горели идеями. "Их создатели - успешные в советское время руководители и преподаватели, могли создать любой другой бизнес, но хотели использовать свои знания, энергию и потенциал в модернизации высшей школы.

Научный сотрудник проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" ВШЭ Олег Лешуков отметил, что анализ российских частных вузов говорит о существенных различиях в этом секторе образования в России и на Западе.

"В Британо-американском варианте частные вузы часто делятся на три очень отличающиеся друг от друга группы. Первую составляют элитные университеты, не очень большие, с высокой стоимостью обучения, стремящиеся заполучить самых талантливых абитуриентов и располагающие передовыми преподавателями и экспертами: Гарвард, Стенфорд, Йель. Ко второй группе относятся культурные или религиозные университеты, предназначенные для особых категорий обучающихся, тоже небольшие. К третьей категории относятся вузы массового образования с большим потоком абитуриентов, где обучают массовым специальностям в области экономики, менеджмента, управления", - отметил он, сославшись на публикации профессора и исследователя частного образования Дэниэла Леви.

Российская ситуация, по мнению Олега Лешукова, заметно отличается. Здесь не так много частных университетов, которые ассоциируются у абитуриентов с элитными, но они есть: это Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка), которые стремятся дать гуманитарное образование на уровне лучших западно-европейских образцов, а также РЭШ, где экономическое образование дается на основе трудов зарубежных экономистов, а обучение ведется на английском языке. Такие вузы как РЭШ он считает нишевыми - созданными как ответ на запрос рынка труда и общества.

В отдельную группу эксперт выделил и некоторые многопрофильные частные университеты, такие как Российский новый университет, так как это большой частный вуз, где преподаются инженерные и технические специальности - нанотехнологии, IT и т.д.

По мнению Виктора Болотова, частный сектор может найти свою нишу в области образования для людей с особыми или повышенными запросами к сервисам, например, для инвалидов или людей с требованиями к повышенной комфортности и в целом не сможет составить конкуренцию государственным вузам, а в количественном соотношении занимая не более четверти в общем объеме вузовского образования. Ректор Сибирского университета потребительской кооперации Владимир Степанов считает, что у частных вузов больше гибкости и возможности внедрять "специальности из атласа новых профессий".

В наши дни востребованность частного образования сохраняется. По мнению Олега Лешукова, частные вузы, "безусловно, нужны хотя бы потому, что расширяют число людей, получающих доступ к высшему образованию, а образованный человек работает эффективнее и получает больше", тратит больше, разогревая экономику страны в целом.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Обеспечительные сделки признают недействительными по тем же правилам, что и обычные, но тут есть некоторые особенности. Юристы рассказали, почему оспорить сделки сейчас сложнее, чем раньше, в чем состоят их банкротные риски и когда нарушение корпоративной процедуры не поможет признать договор недействительным. Также приводим пример арбитражного дела, когда обеспечение удалось признать недействительным по мотиву введения в заблуждение.

Обеспечительные меры, например залог или поручительство, используются для договоров с недвижимостью, крупных кредитов и прочих значительных сделок. Они должны давать кредитору уверенность в «плане Б» на случай проблем контрагента. Однако недобросовестные должники пытаются всячески оспорить обеспечительные сделки, чтобы лишить кредитора одного из самых быстрых и простых способов возврата долга, говорит юрист Наталья Лопатина.

Почему оспорить стало сложнее

Обеспечительные сделки в основном признают недействительными по тем же правилам, что и обычные. Общие основания оспаривания из Гражданского кодекса, такие как мнимость, притворность, превышение полномочий и т. д., сейчас используются гораздо реже, делится наблюдениями Дмитрий Константинов из юрфирмы . Юрист объясняет это эффективностью специальных норм - о несостоятельности или корпоративных. Кроме того, в 2013 году стала действовать новая редакция ст. 166 Гражданского кодекса об оспоримых и ничтожных сделках, которая существенно ограничила возможности их оспаривания, продолжает управляющий партнер АБ Юрий Пустовит.

Ипотеки и поручительства оспаривают не реже, чем раньше, но суды стали чаще отказывать.

Управляющий партнер АБ "Юг" Юрий Пустовит

В частности, в ст. 166 закрепили принцип эстоппель: лицо не может добиваться признания сделки недействительной, если раньше оно вело себя так, будто она действительна. Кроме того, раньше требовать применения последствий недействительности сделки могли «любые заинтересованные лица», а теперь - ее стороны или другие лица, указанные в законе.

Практика стабилизировалась и по такому основанию оспаривания поручительства физических лиц, как отсутствие согласия супруга. 10 лет назад это было одним из самых популярных способов отменить обеспечение, вспоминает Димитрий Нуржинский из . Но 12 июля 2012 года Пленум ВАС выпустил постановление, в котором разъяснил, что ответственность несет лично поручитель - а, значит, отсутствие согласия супруга не говорит о недействительности сделки. Эта позиция касалась индивидуальных предпринимателей, но в 2013 году применил такой же подход в деле простых граждан (дело № 18-КГ13-27), рассказывает Нуржинский. Несмотря на однозначное решение и устоявшуюся практику, банки перестраховываются и продолжают требовать нотариального согласия супруга на поручительство, делится юрист.

Стабилизировать оборот помогают и реестры. Залог прекращается в том случае, если заложенный объект приобрел добросовестный покупатель, который не был осведомлен об обременении (ч. 2 п. 1 ст. 352 ГК). Недвижимость «защищена» от этого системой регистрации прав, но подобные схемы часто встречались на рынке купли-продажи автомобилей, говорит Нуржинский. Суды же, по его словам, не всегда были готовы применять ст. 352, поэтому законодатель в 2014 году ввел систему регистрации залога движимых вещей у нотариуса (ст. 339.1 ГК).

Банкротные и корпоративные оспаривания

В банкротстве признать сделку недействительной гораздо проще. Ипотеку или поручительство могут оспорить по тем основаниям, что они причинили вред кредиторам или были совершены с предпочтением одному из них. Если в суде подтвердится, что кредитор знал или должен был знать о предбанкротном состоянии должника - сделку признают недействительной.

В зоне риска банкротного оспаривания могут оказаться договоры, заключенные в течение трех лет до возбуждения процедуры несостоятельности, предупреждает начальник отдела правового сопровождения девелоперских проектов Александр Анчугов.

Другие основания для оспаривания - корпоративные. Крупные сделки или сделки с заинтересованностью должны получить одобрение внутри фирмы согласно ее документам и закону. Если процедура нарушена, то договор могут признать недействительным при условии, что кредитор знал или мог знать о нарушении. Поэтому ему важно заранее проверить корпоративную структуру контрагента и убедиться, что сделка одобрена по всем правилам. Это распространенное основание для оспаривания залога, хотя в ходе судебного разбирательства может оказаться, что договор был фактически одобрен или прошел срок исковой давности, говорит консультант юридической практики Георгий Мурзакаев. От подобных исков можно защищаться, в том числе указывая на недобросовестность оппонента. В последнее время возросло значение института злоупотребления правом, обращает внимание Мурзакаев. Он приводит примеры решений, «устоявших» на уровне экономколлегии ВС:

  • В деле № А58-8432/2014 «Управляющая компания АЯМ» оспаривала ипотеку недвижимости, которую по кредиту компании заложила подконтрольная «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали». Как указывалось в иске, залог не одобрило общее собрание участников. Хотя корпоративные правила одобрения и были нарушены, суды отказались признавать сделку недействительной. Они сочли, что главной целью было освободить от ипотеки залогодателя, который обладал реальными активами, а, значит, компания злоупотребила правом на оспаривание сделки. К тому же мажоритарный участник ипотеку все-таки одобрил.
  • В деле № А40-186355/2015 «Нефтесклад № 1» попытался признать недействительной ипотеку, которую одобрили на внеочередном общем собрании участников, а должны были на совете директоров. Но суды отклонили требования. Они обратили внимание, что необходимый кворум был набран. А иск был подан для того, чтобы уклониться от исполнения сделки и причинить убытки банку.

Другие основания оспаривания и минимизация рисков

Сделки могут оспаривать и по другим основаниям, известным каждому юристу. Например, доверенность не давала полномочий заключать именно такой договор или оказалось, что предмет ипотеки на самом деле не принадлежит залогодержателю (например, договор купли-продажи здания признали недействительным). Ипотеку здания часто пытаются оспорить по тому основанию, что участок под ним не заложен, говорит Пустовит из АБ «Юг». По словам адвоката, суды склонны отказывать в таких исках: они объясняют, что оформление прав на землю зависит только от залогодателя, а залогодержатель тут ни при чем.

Встречаются и сравнительно редкие способы оспаривания. В пример Мурзакаев привел дело № А40-216102/15 . В нем суд признал недействительным договор залога доли в уставном капитале ООО в качестве обеспечения банковской гарантии банка «Пересвет», поскольку банк ввел в заблуждение залогодателя-физлицо. Первая и вторая инстанции обратили внимание, что основное обеспечение уже было предоставлено, а договор залога доли заключили дополнительно, после выдачи банковской гарантии и по требованию банка. В чем был смысл этого, представители банка так и не пояснили. Суды пришли к выводу, что они ввели гражданина в заблуждение и потребовали заключить сделку, в которой не было необходимости. А значит, ее следует признать недействительной.

В одном из дел суды признали недействительным договор залога доли, потому что залогодателя-физлицо ввели в заблуждение: необходимости в сделке не было.

Такой риск предвидеть сложно, но самые частые можно и нужно предупредить. Этим и занимаются юристы, задача которых тщательно изучить документы, затребовать недостающие и правильно структурировать сделку. Как защитить интересы обеих сторон сделки, рассказывает Лопатина из «Содружества земельных юристов» на примере купли-продажи участка с «неправильным» назначением. Покупатель хочет приобрести участок сельскохозяйственного назначения и построить на нем коттеджный поселок. Продавец обещает, что поменяет назначение земли, но, конечно, в счет аванса. «Здесь нужно заключить предварительный договор или договор купли-продажи будущей вещи - участка с правовым режимом под жилищное строительство, - говорит Лопатина. - Срок заключения основного договора надо жестко привязать к моменту внесения в ЕГРН нужного вида использования участка». Чтобы его зарегистрировать, продавец получит от покупателя аванс. На случай, если поменять назначение земли не удастся, Лопатина предлагает подключить финансово надежного поручителя, который гарантирует возврат аванса.

Чтобы получить кредит на нужды бизнеса, часто недостаточно ипотеки, банки требуют личного поручительства гендиректора или участников юридического лица. В итоге эти люди становятся ответственными за многомиллионные и многомиллиардные долги, с которыми, скорее всего, не смогут расплатиться. Признать такое поручительство недействительным сложно, потому что суды стремятся сохранить обеспечение, говорит старший юрист Татьяна Воронина: «Они отклоняют доводы о том, что долг уже был на момент поручительства или в договорах не указан его размер. Также суды не принимают во внимание, что у поручителя не было достаточного для оплаты долгов имущества (и понятно, что уже не будет)».

Воронина уверена: банки заключают договоры не с целью получить денежные средства, а чтобы контролировать поручителя под страхом привлечь его к солидарной ответственности. Она рекомендует руководителям и участникам компаний письменно обращаться в банк с просьбой обойтись без поручительства либо пытаться менять его условия. Можно попробовать ограничить ответственность теми долгами, которые возникнут в период полномочий конкретного лица. Иначе придется отвечать и за последующие - уже после того, как гражданин перестанет контролировать общество, заключает Воронина.

На вопросы ТрВ-Наука об изменившемся ландшафте руководства наукой и образованием в России ответил вице-президент РАН .

— В связи с разделением Министерства образования и науки на два отдельных министерства интересно ваше мнение, как будет строиться взаимодействие Академии наук с каждым. Очевидно, что главный акцент будет сделан на сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования. Пригодится ли накопленный опыт взаимодействия РАН и ФАНО в ситуации, когда новое министерство возглавил Михаил Котюков?

— Да, конечно. Я уже недавно высказался по этому поводу в «Российской газете» . За последнее время взаимодействие Российской академии наук и ФАНО перешло в режим рабочего сотрудничества по тем вопросам, по которым имеется согласие. В частности, была проведена оценка эффективности деятельности большинства академических институтов и экспертиза отчетов этих институтов за 2017 год.

Сейчас в РАН проходит рассмотрение планов по научным темам институтов на 2019 год. Причем эта работа продолжается, нет никакого изменения графика в связи с упразднением ФАНО. Поэтому я думаю, что применительно к академическому сектору науки взаимодействие РАН и нового министерства будет проходить по тем же правилам (регламентам), которые уже были согласованы с ФАНО. Разумеется, соответствующие соглашения надо будет перезаключить уже с Миннауки, какие-то не оправдавшие себя на практике вещи поправить, но в целом я абсолютно не разделяю опасений некоторых моих коллег по этому поводу.

— Что будет с научными институтами РАН? Они теперь еще больше отделятся от Академии наук? Сохранится ли опция научно-методического руководства со стороны РАН и как оно будет осуществляться?

— Я уже ответил выше, что роль РАН в научном и научно-методическом руководстве академическими институтами останется неизменной. Это, в частности, означает, что научные темы по госзаданию в этих институтах будут финансироваться только при одобрении или по инициативе РАН. Более того, вся логика документов и решений, принимаемых властями в последнее время, говорит о том, что Российскую академию наук настойчиво призывают взять на себя функцию научно-методического руководства не только институтами РАН, но и всеми фундаментальными и поисковыми научными исследованиями в стране.

С учетом этого я считаю, что важнейшей задачей РАН сейчас является распространение тех принципов, которые были наработаны во взаимодействии РАН-ФАНО на неакадемический сектор науки, и прежде всего — на вузы. Последние заявления Михаила Котюкова подтверждают, что и министерство придерживается такого же подхода. Это — непростая задача. В академических институтах функции научного руководства со стороны РАН воспринимаются естественно, чего нельзя сказать об университетах. Тем более будет интересно двигаться в этом направлении вместе с новым министерством.

— Какие вопросы РАН будет обсуждать с Министерством просвещения? Правда ли, что ведомство Ольги Васильевой займется популяризацией науки?

— РАН как вневедомственная структура взаимодействует со всеми министерствами в рамках своей компетенции. В этом контексте Министерство просвещения является одним из наших приоритетных партнеров, поскольку будущее российской науки неразрывно связано с качеством школьного образования.

Повышение престижа профессии ученого и преподавателя невозможно без популяризации достижений науки среди школьников. Я ожидаю, что соответствующие проекты, ориентированные на школьную аудиторию, будут курироваться Министерством просвещения, а пропаганда достижений науки для студентов и более взрослой аудитории — прерогатива Министерства науки и высшего образования.

Еще одно направление сотрудничества с Министерством просвещения — научная экспертиза школьных учебников со стороны РАН. Академия наук традиционно этим занимается. В последнее время в этом взаимодействии накопился ряд проблем, но мы настроены на их конструктивное обсуждение и продолжение этой работы.

— Что будет с в некотором смысле вашим детищем — Советом по науке при Минобрнауки?

— Совет по науке был создан в 2013 году как совещательный орган, обеспечивающий обратную связь между учеными, которые активно занимаются наукой на мировом уровне, и руководством министерства. Как правило, входящие в состав этого совета ученые не являются руководителями организаций. Помимо публичных заявлений, которые размещаются на сайте sovet-po-nauke.ru , совет ведет большую непубличную работу по обсуждениям важных для ученых проблем с сотрудниками Минобрнауки.

14 ноября прошлого года Совет по науке существенно обновился, его возглавил член-корреспондент РАН Юрий Ковалев, который сразу же очень активно и профессионально включился в работу. Думаю, что этот совет продолжит свою работу, теперь уже как орган при Министерстве науки и высшего образования.

Tom ran faster than Dick.Том бежал быстрее, чем Дик.

John ran fastest . Джон бежал быстрее всех.

Степени сравнения наречий с суффиксом –ly образуются при помощи more и most .

Can you walk a bit more slowly ? Вы можете идти немного помедленней?

Перед наречиями в превосходной степени артикль никогда не ставится.

Наречия well, badly, little, much образуют степени сравнения от других корней, аналогично соответствующим прилагательным.

This gardern looks better since you tidied it up.

Этот сад выглядит лучше с тех пор, как ты его убрал.

Неопределенные местоимения some/any

Цели занятия:

· обобщение и систематизация материала по теме «Неопределенные местоимения some/any»;

· сформировать умения употреблять в речи неопределенные местоимения some/any

Форма организации занятия

Студент должен

знать:

· особенности употребления в речи неопределенных местоимений some/any;

уметь:
употреблять в речи неопределенные местоимения some/any

Какие основные особенности употребления в речи неопределенных местоимений some/any?

Форма отчетности по занятию

Употребляются для обозначения неопределенного (небольшого) количества предметов или вещества. Обычно являются определением к существительным и употребляются вместо артикля.

Some/any употребляются с исчисляемыми существительными во множественном числе и с неисчисляемыми существительными.

Some употребляeтся, как правило, в утвердительных предложениях и имеет значения:

-“несколько”, “некоторые” - с исчисляемыми существительными во множественном числе

I do some exercises every morning. Утром я делаю несколько упражнений.

When we were on holiday, we visited some very interesting places.

Когда мы были в отпуске, мы посетили несколько интересных мест.

There are some pictures in the book. В книге несколько картинок.

I’ll buy some apples. Я куплю несколько яблок.

-“Некоторое (небольшое)” количество - с неисчисляемыми существительными. В этом случае местоимение some



He gave me some money. Он дал мне деньги.

There is some ice-cream in the fridge. В холодильнике есть мороженное.

He could give me some information. Он смог предоставить мне информацию.

It’s hot in this office. I’m going out for some fresh air.

В офисе жарко. Я выйду подышать свежим воздухом.

Any употребляется, как правило, в вопросительных “Какие-либо”, “какие- нибудь”, “сколько-нибудь”

и в отрицательных предложениях и имеет значения “никакие”, “нисколько” .

Очень часто местоимение any на русский язык не переводится

Has he got any friends? У тебя есть друзья?

Do you need any help? Тебе нужна помощь?

Have you got any brothers or sisters? У тебя есть братья или сестры?

There isn’t any orange juice in the fridge.В холодильнике нет апельсинового сока?

Местоимение Any может употребляться в утвердительном предложении в значении “любой” .

Please, take any book you like. Возьми любую книгу, какая тебе нравится.

ТЕМА 2.4. ДОСУГ

Образование и употребление глаголов в Past Simple/Indefinite

Цели занятия:

· обобщение и систематизация материала по теме «Образование и употребление глаголов в Past Simple/Indefinite» ;

· сформировать умения употреблять в речи Past Simple/Indefinite;

· развитие общих компетенций 1, 3, 5, 6;

Форма организации занятия : индивидуальная, групповая, парная

Студент должен

знать:

Формы образования глагола в Past Simple/Indefinite;

Значения видовременной формы глагола в Past Simple/Indefinite;

уметь:
употреблять в речи Past Simple/Indefinite;

Вопросы для проверки готовности студентов к практическому занятию

1. Какие основные значения и случаи употребления Past Simple/Indefinite?

Форма отчетности по занятию : письменное выполнение упражнений в тетради для практических работ

Время Past Simple используется для выражения однократных или повторявшихся действий, закончившихся в прошлом. Эти действия произошли в период времени, закончившийся к настоящему моменту. Обычно при использовании Past Simple указывается, когда действие произошло (e.g. yesterday, two days ago, last week, etc.)



They first met three months ago.

Last summer we often went to the beach together.

Так как дробь равна частному 2: 3, то и частное от деления одного выражения на другое можно записать с помощью черты. Например, выражение (41,3 - 4,4) : (15,3 + 33,9) можно записать так: . Выполнив указанные действия, найдём значение этого выражения: 0,75, или .

Например, - дробные выражения.

Выражение, стоящее над чертой, называют числителем, а выражение, стоящее под чертой, - знаменателем дробного выражения. Числителем и знаменателем дробного выражения могут быть любые числа, а также числовые или буквенные выражения.

С дробными выражениями можно выполнять действия по тем же правилам, что и с обыкновенными дробями. Пример 1. Найдём значение выражения .

Решение. Умножив числитель и знаменатель этого дробного выражения на 6, получим:

Пример 2. Найдём произведение .

Решение.

Пример 3. Найдём сумму .

Решение.

При сложении дробных выражений удобнее сначала представить их в виде обыкновенных дробей, а потом уже выполнять сложение:

Вопросы для самопроверки

  • Какое выражение называют дробным?
  • Как называют выражение, находящееся над чертой? под чертой?

Выполните упражнения

692. Назовите числитель и знаменатель выражения:

693. Напишите дробное выражение, числитель которого За - 2b, а знаменатель - 6,7х + y.

694. Запишите в виде дробного выражения частное:

(3,8 4,5 - 0,7) : (6,3: 2,1 - 2,6).

Найдите значение этого выражения.

695. Найдите значение выражения:

696. Выполните действие:

697. Выполните действия:

698. Найдите значение выражения если:

699. Найдите значение выражения если:

700. Найти с помощью микрокалькулятора значение выражения можно по программе:

а значение выражения по такой программе:

Выполните вычисления по этим программам.

Постройте программу нахождения значения выражения и выполните по ней вычисления:

701. Вычислите устно:

702. На координатном луче отмечены числа а и b (рис. 30). Можно ли указать на луче точку с координатой ?

Рис. 30

703. Вычислите:

704. Найдите произведение дробей и произведение дробей, обратных данным. Каким свойством обладают эти два произведения? Проверьте ваше предположение ещё на одном примере. Докажите это свойство в общем виде (с помощью буквенных выражений).

705. Найдите наибольшее и наименьшее значения выражения , если х = .

706. Составьте задачу по уравнению:

707. Ваня и Таня должны были встретиться на станции, чтобы вместе поехать на поезде, который отправляется в 8 ч утра. Ваня думает, что его часы спешат на 35 мин, хотя в действительности они отстают на 15 мин. А Таня думает, что её часы отстают на 15 мин, хотя они на самом деле спешат на 10 мин. Что произойдёт, если каждый из них, полагаясь на свои часы, будет стремиться прийти за 5 мин до отхода поезда?

708. Возраст Серёжи составляет возраста отца. Серёже 12 лет. Сколько лет отцу?

709. Комбайнер за 1 ч скосил пшеницу с площади 3 га, что составляет 15% того, что он скосил за день. Какую площадь скосил комбайнер за день?

710. Груши составляют 25% всех деревьев сада, остальные 150 деревьев - яблони. Сколько грушевых деревьев в саду?

711. Площадь 60 га составляет 0,75 площади поля. Чему равна площадь поля?

712. Найдите число, если:

713. Участок земли, площадь которого 6 а, составляет сада, а площадь сада составляет всего приусадебного участка. Чему равна площадь всего приусадебного участка?

714. По плану бригада должна отремонтировать за месяц 25% дороги между двумя посёлками. За первую неделю отремонтировали 2 км 100 м дороги, что составило 30% месячного плана. Какова длина всей дороги между посёлками?

715. Решите задачу:

  1. В книге 240 страниц. В субботу мальчик прочитал 7,5% всей книги, а в воскресенье - на 12 страниц больше. Сколько страниц ему осталось прочитать?
  2. Для птицефермы заготовили 2600 т корма. В первый месяц было израсходовано 8,5% корма, а во второй месяц - на 30 т больше. Сколько тонн корма осталось?

716. Найдите значение выражения:

717. Нападающие Коля и Никита во время баскетбольного матча принесли своей команде всех очков. Сколько очков набрала за матч эта команда, если Коля набрал на 7 очков больше, чем Никита?

718. Поезд, идущий со скоростью 68 км/ч, проходит расстояние между городами за 6 ч. Какое время потребуется велосипедисту, чтобы проехать этого расстояния со скоростью 17 км/ч?

719. Получили сплав из куска меди объёмом 15 см 3 и куска цинка объёмом 10 см 3 . Какова масса 1 см 3 сплава, если масса 1 см 3 меди 8,9 г, а масса 1 см 3 цинка 7,1 г? Полученный результат округлите до десятых долей грамма.

720. Кухня в 10 м 2 составляет 0,4 всех нежилых помещений квартиры. Площадь нежилых помещений составляет площади всей квартиры. Найдите площадь всей квартиры.

721. Вырежьте из плотной бумаги фигуры, изображённые на рисунке 31, и склейте фигуры, изображённые на рисунке 32. Эти фигуры называют призмами. У прямой призмы боковые грани - прямоугольники, а верхнее и нижнее основания - равные многоугольники. На рисунке 32, а изображена треугольная призма, а на рисунке 32,6 - четырёхугольная. Каждый прямоугольный параллелепипед - это четырёхугольная призма.

Рис. 31

Рис. 32

Рассказы об истории возникновения и развития математики

В самых древних дошедших до нас письменных источниках - вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах - встречаются не только натуральные числа, но и дроби.

Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз.

Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей. Например, дробь до сих пор называют «половина»; у римлян слово «унция» сначала было названием двенадцатой доли единицы массы, но потом унция стала обозначать одну двенадцатую долю любой величины (говорили: «Семь унций пути», т. е. семь двенадцатых пути).

В Древнем Вавилоне, как вы знаете, дроби были шестидесятеричными. Используя современные обозначения, число можно было бы записать, например, в виде 4; 52; 03. Это означало: .

И сейчас, когда мы пишем 3 ч 21 мин 47 с, то, по сути дела, записываем доли часа в шестидесятеричной системе счисления:

У египтян были особые знаки для дробей и общий способ записи для долей (т. е. дробей с числителем 1). Все остальные дроби они записывали в виде суммы долей.

Например:

(Подумайте, как можно быстро находить такую сумму.)

Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель - снизу. Дроби в привычном для нас виде впервые стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черта дроби стала общеупотребительной лишь с XVI в.

В старину применяли в основном обыкновенные дроби. Это объяснялось различными соотношениями между единицами измерения: они делились и на 12, и на 16, и на 40 частей. Но потом было замечено, что самыми удобными для вычислений являются десятичные дроби. С XVII-XVIII вв. они получили всеобщее распространение, особенно после создания и введения в большинстве стран метрической системы мер.