Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе. Презентация "Стихи о родине и родной природе поэтов XIX века" Приложение к уроку

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Лирика — один из трёх родов литературы, основ-ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён-ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани-ем картин природы. Образы природы наиболее часто встречаются в сти-хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила-ми окружающего мира. Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы. Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли-цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер-тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу. Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме-ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил её края. Лирический герой не страшится стихии, а любу-ется её мощью, восхищается её силой. Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники-тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву-копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво-рению напевность, плавность, тягучесть. В зеркало залива Сонный лес глядит; В чаще молчаливой Темнота лежит. Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го-рящих в костре веток. Слышен меж кустами Смех и разговор; Жарко косарями Разведён костёр. Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение. Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко . Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский . Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов . Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит» . Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон . Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон . Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

IV. Учебно-тематический план

п/п Содержание разделов Количество часов Контрольные работы
Классное сочинение Домашнее сочинение Контрольная работа
Введение
Устное народное творчество. Русские народные сказки
Из древнерусской литературы
Литература 18 века
Литература 19 века
Поэты 19 века о Родине и родной природе.
Русская литература 20 века
Поэты о ВОВ
Писатели и поэты 20 века о Родине
Писатели улыбаются
Зарубежная литература
ВСЕГО

Календарно-тематическое планирование

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Раздел «Из русской литературы XIX века» завершается произведениями Фета и Плещеева, Пушкина и Никитина, Тютчева и Сурикова о родной природе. На первом уроке школьники читают наизусть произведения о родной природе, известные им по начальной школе и самостоятельному чтению. Далее учитель обращает их внимание на то, что такие стихотворения не только показывают слушателям и читателям пейзаж, но передают настроение автора, мироощущение поэта. Именно это учитель продемонстрирует на примере стихотворных произведений или отрывков из них.

Чтением небольшой статьи и включенных в учебник стихотворений открывается новая тема. Различным временам года посвятили свои произведения писатели. Многие из них описали наступление весны и связанные с нею настроения. Каковы они? Как описывается наступление весны разными поэтами?

Школьники читают тексты стихотворений, выбирают стихотворения, которые будут учить наизусть к следующему уроку.

Пятиклассники подготовят рассказ об одном из авторов и прочитают наизусть стихотворение этого автора, включенное в учебник.

Таким образом, на следующем уроке звучат все стихотворения, которые есть в учебнике, исполняемые школьниками, и рассказы об авторах прочитанных текстов.

В конце урока подводятся итоги работы пятиклассников: кто подготовил наиболее интересные рассказы об авторах? Кому из пятиклассников удалось максимально передать при чтении настроение, характерное для прочитанного стихотворения?

На следующем уроке проверяется домашнее задание. Учитель знакомит с одним из стихотворений И. А. Бунина , рассказывает о нем и переходит к новой теме.

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Помощь школьнику онлайн , Литература для 5 класса скачать , календарно-тематическое планирование

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: Поэты 19 века о Родине и о родной природе
Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о природе, выяснить, какие чувства и мироощущения выражены в стихах, рассотреть излбразительные средства, благодаря которым создается образная картина природы. Формировать эстетический вкус. Умение ценить и понимать прекрасное.

1.Творческая пятиминутка.
2. Опрос учащихся.
Чтение наизусть стихотворений о пироде.
3.Родная природа в стихотворениях поэтов 19века.
Вступительное слово учителя.
Природе посвящали свои произведения поэты, писатели, музыканты, художники.
Подлость!- бормотал он - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять,что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? (К.Г. Паустовский Скрипучие половицы).
И если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и исю исцеляющую силу нашей природы.
Любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране.
Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века о природе.
4. Чтение стихотворений Ф. Тютчева Зима недаром злится, Весенние воды
5. Беседа.
- Самое главное- природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
- Как называется это изобразительно- выразительное средство? Приведите примеры из текста. (Уступая дорогу весне, зима злится, ворчит, хлопочет, бесится, а весна - хохочет, улыбается, становится румяной).
6. Чтение стихотворений А. Фета Весенний дождь, А. Плещеева Весна
- Сравните стихотворения А. Фета, А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвященые весне, весеннему настроению. Что общего в этих стихотворениях?
- Каким настроением проникнуты стихотворения о весне?
- На основании чего вы сделали вывод, что все проникнуть радостным настроением?
- Что значит хорошее настроение?
- Как оно проявляется? Как о нем узнают другие? (настроение выражается в том а) как человек относится к другим людям; б) каким тоном говорит; в) как поступает; г) как воспринимает окружающий мир).
- Докажите, что стихи о весне проникнуты радостным чувством.
- Какие эпитеты и сравнения помогают создать яркую, светлую картину весны?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так написать о природе?
7. Особое место среди поэтов, воспевающих русскую природу, занимает А.В. Кольцов и И.С. Никитин. Поэты-земляки- певцы пленительных ландшафтов средней полосы России.
(Ландшафт - 1 вид земной поверхности, общий вид местности; 2 - то же, что пейзаж (устар.)
Образы природы даются ими в гармоническом сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами людей труда.
(Гармония- 2- согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь)
Чтение стихотворения Косарь А.С. Кольцова.
- Чему посвящено стихотворение?
- Какое настроение передаёт поэт читателю?
(Для героя привольная степь- основа благополучия, материальной обеспеченности)
- Как он обращается к степи? (Он беседует с ней, как с верным ласковым другом)
- Что радует героя? (Как хороша эта русская степь! Кажется, будто мы видим всю её ширь, дышим запахом её цветов. Она не только просторна, но и как-то по- особому светла).
8. Устное рисование по мотивам стихотворения Косарь
9. Чтение стихотворения И.С.Никитина Утро
Никитинские описания природы сотканы, как узорчатые ковры, из многоцветных нитей. Краски настолько сочны и зримы, что так и просятся на полотно живописца.
- Что мы видим? Что слышим?
- Какие изобразительно- выразительные средства языка помогают автору нарисовать образную картину летнего утра? (Эпитеты - зеркальная вода, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки и т.д. Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь; отзывчивый, сочувственный. Олицетворение- лес улыбается, солнце ночлег покинуло, дремлет камыш. Метафора - в огне облака, кудри лозинок, восток все горит
- Какую роль играет природа в жизни тружеников? (Когда всходит солнце, все пробуждается в природе. Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы)
Итог урока.
Литературовед Ю.Селезнев в послесловии к книге Времена года пишет: Нельзя любить Родину, не живя одной душою с жизнью любимой берёзки! Нельзя любить весь мир, не любя Родины.
- Согласны ли вы с этой мыслью?
- Докажите, что поэты, с которыми мы сегодня познакомились, были настоящими патриотами?
Домашнее задание:
выучить наизусть одно стихотворение (по выбору); по желанию проиллюстрировать стихотворение.




Биография Никитина Ивана Саввича. Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.


Родная природа и Родина в стихотворении И. С. Никитина «Утро». Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро» природа постепенно оживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой. В стихотворении плавно нарастает сила утра. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе. Человек подвластен природе. Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты душа! Отдохни от забот». Но не смотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми.


Биография Федора Ивановича Тютчева. (1803 – 1873) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии. Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.


Родная природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою». Название этого стихотворения довольно необычное. Сначала можно подумать, что на первый план выходит слово зима, но это не так. Зиму автор назвал чародейкою, а чародейство – это волшебство. А так как это слово вносит какую – то интригу, то все – таки чародейство стоит на первом плане. Чтобы создать ощущение волшебной сказки и тайны, Тютчев использует различные художественные средства: эпитеты – легкой цепью пуховой, чудной жизнью и т.д.; олицетворения – чародейка, лес спит, очарованный сном волшебным и т.д. В стихотворении воспевается зимнее спокойствие. Тишина заставляет задуматься о человеческой жизни. Ведь именно зима – время года, которое противоположно лету. Если летом люди работают, то зимой отдыхают.


Автор показывает спокойствие с помощью белых тонов, которые он использует в стихотворении. Федор Иванович Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько же все – таки тесно природа связана с жизнью человека.


Биография Ивана Захаровича Сурикова. (1841 – 1880) Это русский поэт – самоучка. Родился в селе Новоселово, и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет. В стихах показывал трудную деревенскую жизнь. Его стихи отличались певучестью, мелодичностью. И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.


Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима». В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы. В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»). Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа (поле, лес), а во второй – зиму также ждут и люди (ребятишки радостно строят снеговые горы).


Вывод. Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.