Постановка звука с. Тексты для автоматизации звуков С, З, Ц.doc - Тексты для автоматизации звуков С, З, Ц Зоя и змея

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.




СОДЕРЖАНИЕ

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука С 1

Автоматизация звука СЬ 5

Автоматизация звука 3 10

Автоматизация звука ЗЬ 13

Автоматизация звука Ц 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков С - СЬ 19

Дифференциация звуков 3 - ЗЬ 25

Дифференциация звуков С - 3 28

Дифференциация звуков СЬ - ЗЬ 31

Дифференциация звуков С - Ц 33
Москва 2007

ЗВУКИ

С,Сь,3,Зь,Ц

Речевой материал

звуков у детей 5-7 лет

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С


  1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

  2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

  3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

  4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,

кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.


  • Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

  • Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.
18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.

На суку сухом Птица с птенцом.

Весна в цветах, Птица в кустах.
Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.

36
дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

14. Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

15. Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

16. Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает
35
спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.


соцветие

спутница

гостиница

сухарница

пословица
самоцвет

гусеница

гостинцы

масленица

страница
Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.


цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка
Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

I3. Повтори пословицы и поговорки.

Не гони коня кнутом, гони коня овсом.

В тесноте, да не в обиде.

14. Повтори и отгадай загадки.

Куда нос, туда и хвост. (Иголка)

Мету, мету - не вымету, Идут, идут,

Несу, несу - не вынесу. (Тень) А с места не сойдут. (Часы)
3

8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.

сок - цок светик - цветик степной - цепной

цели - сели сабля - цапля свет - цвет

9. Повтори слова со звуками С - Ц в середине слова.

осенить - оценить лиса - лица кольцо - колесо

10. Повтори слова со звуками С - Ц в конце слова.

бас - бац матрос - матрац

11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове.


спица

цистерна

расцветать

красавица

лестница

сестрица

салатница

супница

12. Повтори словосочетания.

садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица


стая птиц, сонный птенец высокая акация, степные цветы, цветная косынка свежая водица

13. Повтори предложения.

Три слова. На сцене цветы. Цветам опасны гусеницы. Вес­ной цветет акация.

Четыре слова. У овцы куцый хвост. Заяц ест цветную капусту. Много цветов цветёт весной. Поезд подходит к станции. В году двенадцать месяцев. Весной птицы вьют гнёзда. В кустах свистят синицы. В саду много птиц. В саду цветёт акация. Соня и Саня смеются. Пти­ца сидит на ветке. В саду много цветов. Соня покупает цветные пуговицы. Солнце светит в оконце. На сцене выступают певцы.

Пять слов. Птицы поют песни в саду. На ветке акации си- 34

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ц

1. Повтори изолированные звуки С - Ц.


Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска - пуста миска.
Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ц, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ц - девочка просит не шуметь.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ц.

са - ца со - цо су - цу

ца - са цо - со цу - су


Ас-ас-ас - у нас дома квас,

ас-ас-ас - у нас дома ананас,

ос-ос-ос - в саду много ос,

ус-ус-ус - у Сони кактус,

ус-ус-ус - у Сани новый автобус,

ыс-ыс-ыс - Денис пьёт кумыс.

Е. Спивак

Сту-сту-сту, сту-сту-сту,

Едет Савва по мосту.

Сты-сты-сты, сты-сты-сты,

Тут высокие мосты. А. Хмелёва
3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ц.

ас - ац ос - оц ус - уц ыс - ыц

ис - иц. ёс - ёц юс - юц яс - яц

ац - ас оц - ос уц - ус ыц - ыс

иц - ис ёц - ёс юц - юс яц - яс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ц находятся между глас­ными.

аса - аца асо - ацо асу - ацу асы - ацы

оса - оца осо - оцо осу - оцу осы - оцы

уса-уца усо-уцо усу-уцу усы-уцы

ыса - ыца ысо - ыцо ысу - ыцу ысы - ыцы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста - цта сто - цто сту - цту сты - цты

цта - ста цто - сто цту - сту цты - сты

сва - цва сво - цво сву - цву свы - цвы

цва - сва цво - сво цву - сву цвы - свы

сма - цма смо - цмо ему - цму смы - цмы

цма - сма цмо - смо цму - ему цмы - смы

сна - цна сно - цно сну - цну сны - цны

цна - сна цно - сно цну - сну цны - сны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ацт ост - оцт уст - уцт ыст - ыцт

ацт - аст оцт - ост уцт - уст ыцт - ыст

асв - ацв осв - оцв уев - уцв ысв - ыцв

ацв - асв оцв - осв уцв - уев ыцв - ысв

7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С - Ц.

сца - сцо - сцу - сцы - сце


15. Повтори стихи и чистоговорки .

Я несу суп-суп!

А. Шибаев
В саду сани Стаса, Вани.

На санях Стае Катает нас. А.Хмелева

Вот носы, носы,

Вот усы, усы,

Вот хвосты, хвосты,

Вот и сами коты.

Е. Спивак

Су-су-су, су-су-су,

Гусака в тени пасу.

Су-су-су, су-су-су,

Гусаку овёс несу.

Са-са-са, са-са-са,

Пуста миска - нет овса.

Су-су-су, су-су-су,

Сумку я домой несу.

Су-су-су, су-су-су,

Стасу сок домой несу. А. Хмелёва

16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Переска­жи рассказ.

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на само­кат, самокат и покаТит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места , никуда Саню не катит.

Едет мимо Сани Денис на своём самокате. «Ага, вот как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самока­те в тенистый сад.

17. Повтори скороговорки.

Без пастуха не стадо: У Сысоя усы до пояса. 4

Сани у Сани едут сами.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ


  1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь...

  2. Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.

  3. Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.

  4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.
аси-асе-асе-асю-ася оси-осе-осё-осю-ося

уси-усе-усе-усю-уся ыси-ысе-ысё-ысю-ыся

иси-исе-исё-исю-ися

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сти-сте-стё-стю-стя ски-ске-скё-скю-скя

спи-спе-спё-спю-спя сни-сне-снё-сню-сня

сми-сме-смё-смю-смя сви-све-свё-свю-свя

6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.

Си: Сима, Симона, синий, сидит, сито, сифон, синька, си­няк, сияние, сидение, симфония, сиять, синева, синеть.

Се: сено, семь, семья, семя, сев, Сеня, Сева, сеть, сети, сеют, сени, сетка, семена, седой, сегодня, секунда, се­ять, семейка.

Сё: Сёма, сёмга.

Сю: сюита, сюда.

Ся: сядь, там-сям.

Стечение согласных: стихи, спина, спит, снимок, свинья, свинка, свинина, свиновод, свита, стена, стенка, сте­кать, Степан, степь, снег, снеговик, снегопад, смех, сме­на, сметана, свет, Света, светить, схема, снять.

7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.

Ась: Васька.

Ось: авоська, моська, восьмой.

Си: такси, осина, осинка, оси, носик, носить, гуси, ко­сить, Максим, подосиновик, пёсик, усики, босиком, Осип, бусина, бусинка.
5
Си-си-си, зи-зи-зи,

На зимовье отвези.

Зя-зя-зя, ся-ся-ся,

На зимовье вся семья.

Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези.

Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.


Си-си-си, зи-зи-зи,

Кузе гвозди отвези.

Зе-зе-зе, се-се-се,

Отвезём мы гвозди все.

Сём-сём-сём, зём-зём-зём,

Гвозди мы везём, поём!

9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь - Зь. пе­рескажи сказку.

Добрый Тузик

Е. Спивак

Зябко зимой. Метёт позёмка. Всё в снегу. Сидит Тузик в будке, не зябнет. Идёт мимо будки котёнок.

Мяу-мяу! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

Иди, вместе зимовать будем.
Идёт мимо будки петух.


  • Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

  • Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.

  • Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.

  • Иди, вместе зимовать будем.
Так и зимуют они все вместе и не зябнут!

10. Повтори скороговорки*.

Зимой на сене Купи, Кузя, Зине

Не зябко Сене. Сито в магазине.

Кузьма, гвозди купи.

Зина и Сёма, Сидите дома!
Да Степану отвези.

У хозяйки восемь гусей,

Да восемь свиней.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ - ЗЬ

/. Повтори изолированные звуки Сь - Зь.

Дифференцируя изолированные звуки Сь - Зь, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Зь - комарик звенит.

2. Повтори прямые слоги со звуками Сь - Зь.

си - зи се - зе сё - зё сю - зю ся - зя

зи - си зе - се зё - сё зю - сю зя - ся

3. Повтори слоги, где звуки Сь - Зь находятся между глас-

ными.

аси - ази оси - ози уси - узи иси - изи

асе - азе осе - озе усе - узе исе - изе

асе - азё осё - озё усё - узё исё - изё

асю - азю осю - озю усю - узю исю - изю

ася - азя ося - озя уся - узя ися - изя

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сни - зни сне - зне снё - знё сню - зню сня - зня сми - зми сме - зме смё - змё смю - змю смя - змя сви - зви све - зве свё - звё свю - звю свя - звя

5. Повтори слова со звуками Сь - Зь.

Сима - зима семья - змея синеть - звенеть

севок - зевок сядь - зять

6. Повтори словосочетания.

синий тазик Кузина семья восемь гвоздик

синяя звезда смятая газета Светин изюм

Кузины гусята Васина обезьянка Асина газета

Кузино письмо Сёмина гвоздика Зинины бусинки

7. Повтори и отгадай загадку.

Зимой - звезда, весенним днем - вода. (Снежинка)

8. Повтори стихи и чистоговорки*.

Везёт Кузя Свету и Зину к магазину.

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"

Разделы: Логопедия

Цели: Закреплять навыки правильного звукопроизношения на данном этапе. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к красивой речи, стремление говорить правильно.

Автоматизация звука [С] в начале слов:

Суп
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

Сом
У Сени и Сани в сетях Сом с усами.

Сова
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится».

Сало
Слава у Власа съел всё сало,
Съел Слава сало,
Да сала было мало.

Сосна
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Слон
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Санки
Везёт в горку Саня
За собою сани.
Съехал с горки Саня,
А на Сане – сани.

Сумка
Света рано утром
С сумочкой идёт,
Сушки своей маме
В сумочке несёт.

Спички
Около печки – спички и свечки.

Сапоги
Помоги скорей
Сапоги сапожнику сшить.
Пряжки серебром
На сапогах посеребрить.
Помоги скорей,
Помоги сапожки
Сапожки сшить
Для босоногой блошки.

Самокат
Старый ржавый самокат
Отвезём на старый склад.

Снеговик
Под сияющим сводом небес.
Снеговик сторожит зимний Лес.

Скакалка
Слава хотел на скакалке
Скакать,
А Соня хотела с ним в салки
Играть.

Автоматизация звука [С] в середине слов:

Оса
Ой, оса, оса, оса
К нам летит с покоса.
Ой, боюсь, боюсь, боюсь,
Не спасти мне носа.

Лист
Берёзонька коренистенькая,
По корню – коренистенькая,
По серёдке – суховатенькая,
По вершинке –
Высоко куреватенькая.

Коса
Коси, коса, пока роса.

Весы
Евсей, Евсей, муку просей.

Бусы
Купила бабуся бусы Марусе

Барсук
Сухой сук нёс барсук.

Посуда
Саша с Асей помогали маме –
Посуду мыли маме.

Пенсне
Пенсне на переносице
Важным господином носится.

Автоматизация звука [С] в конце слов:

Ирис
В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.

Овёс
Вёз Анос сеять овёс.
Посеял овёс, уродился овёс.
Пришел Анос, скосил овёс,
Повязал овёс, смолотил овёс.
Повеял овёс до зерна Анос –
Повыбрал овёс, увёз овса воз.

Ананас
Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Компас
Ах, вы, сени, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И – кувырк через ступени.

Автоматизация звука [С’] в начале слов:

Сено
Веселей, Савелий,
Сено расшевеливай.

Автоматизация звука [С’] в середине слов:

Такси
Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так».

Василек
К васильку василёк –
И у Сонечки венок.

Автоматизация звука [С’] в конце слов:

Лось
От лося – лосята,
От свиньи – поросята.

Гусь
Топают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.

Автоматизация звука [З] в начале слов:

Звезда
В звезде найдёшь ты букву «З»,
И в золоте и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С.Маршак).

Замок
Заколдованный замок
На крепкие запоры замкнут.

Змея
В зоопарке обезьяны, змеи,
Зубры и фазаны.

По земле ползёт змея.
За змеёй ползёт семья.
Змей, змея и два змеенка
По земле ползут тихонько.

Заяц
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
А у зайки Бубы разболелись зубы.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Забор
Заморозила зима
И заборы, и дома.

Зарянка
Загорелась в небе зорька,
Зазвучала песня звонко.
На заре поёт зарянка,
Зазвенела вся полянка.

Автоматизация звука [З] в середине слов:

Поезд
Возле здания вокзала
Зина, вся в слезах, сказала:
– Я на поезд опоздала.
Расписания не знала.

Ваза
Вёз я вазу на возу,
Загляделся на козу.
Ваза с воза звонко – звяк!
На глазах у всех зевак.

Коза
Зиночка везла на возу
Козлёночка, козла и козу.
Зиночка проспала в лесу
Козлёнка, козла и козу.

Звезду заметила коза,
Но опустила в низ глаза,
Понятно, звёзд ей не достать,
Зачем козе о них мечтать?

Роза
Розовы грёзы у Розы:
Розы да мимозы
И ни одной занозы.

Розовые розы
Замерзают в морозы.

Бизон
Закрыт зоопарк на замок:
Внезапно бизон занемог.
Живот заболел у бизона,
На завтрак он съел полгазона.

Фазан
Как-то раз, покинув лес,
На забор фазан залез.
И назло там петуху
Заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Гнездо
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда?
Клюв покажет первый дрозд.
А второй покажет хвост.
(С.Маршак)

Грузовик
Зил зелёный папу злил,
заводился плохо ЗИЛ.

Медуза
Плывёт прозрачная медуза,
Она загадочна как муза.

Мимоза
У Зины – мимоза,
У Зои – заноза.

Розмарин
Посадил Кузьма в саду
Розмарин и резеду.

Стрекоза
Зелёная берёза
Стоит в лесу,
Зоя под берёзой
Поймала стрекозу.

Берёза
Зимним утром – от мороза
На заре звенят берёзы.

Кукуруза
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

Автоматизация звука [З] в конце слов:

Арбуз
Из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи
От груза арбузов
Развалился кузов.

Таз
На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.

Автоматизация звука [З’] в начале слов:

Зеркало
Зоя и Зина – кузины.
У Зины и Зои зелёные глаза,
Смотрят Зина с Зоей
В зеркало с утра.

Зебра
Зебра азбуку учила,
Буквы зебра позабыла.

Зяблик
Запел зяблик на заре,
Озяб зяблик на дворе.

Зефир
Зиновьев Захар
Зашел в магазин,
Там заказал
Сироп и зефир.

Автоматизация звука [З’] в середине слов:

Обезьяна
В избе у Захара
Заводная обезьяна.

Корзина
У Зины бузина в корзине.

Пошёл спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Земляника
У Кузьмы, у Кузеньки
Кузовок есть узенький.
Землянику в кузовок
Он собрал
Сам сколько смог.

Автоматизация звука [З’] в конце слов:

Витязь
От зорьки до зорьки
Витязи на вахте зорки.

Автоматизация звука [Ц] в начале слов:

Цапля
Зачерпнула цапля чашкой,
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая,
Цапля-врач больных встречает.

Цыплёнок
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница.

Цветок
Цветок к земле
Прицепился корнями,
Цыплёнок клювиком –
К курице маме.

Цель
На лесной концертной сцене
Слышится синицы пенье.
Цып! На цыпочках – лисица.
Цель лисицына – певица.

Цепь
Пёс тоскует на цепи.
А попробуй отцепи!

Цистерна
Двенадцать сцепщиков
Сцепляли целый состав
Цистерн.

Царица
Царь, царевна и царица ждут
Царевича в столице.
А царевич в рукавице ловит
За морем жар-птицу.

Царь
Царь с царицей цареводят,
Принц с принцессой хороводят.

Автоматизация звука [Ц] в середине слов:

Яйцо
Птенцов выводят из яиц,
И учат деток песням птиц.

Снесла курица яйцо
На высокое крыльцо.

Овца
Стоит воз овса,
Возле воза – овца.

Блюдце
Чайные блюдца легко бьются.

Пицца
У скворца с синицей
Подгорела пицца.

Кольцо
Золотое кольцо
Укатилось под крыльцо.

Цапля встала на крыльцо,
Показала всем кольцо.
У неё кольцо из стали,
Цаплю так окольцевали.

Цикада
Цикада цепко цепляется
За ветку.
От скворцов скрывается,
Ей скворцы не нравятся.

Курица
Бедным курицам не спится,
Если снится им лисица.

Синица
Скворцы и синицы –
Весёлые птицы.

Гусеница
Птице синице
Гусеница снится.

Рукавица
Целый месяц мастерица
Мастерит на тонких спицах
Две цветные рукавицы
Для любимицы-сестрицы.

Полотенце
В колодце – водица,
В мыльнице – мыльце,
На оконце – полотенце.

Пуговица
Цапля цыплёнка учила шитью.
Цапля цыплёнку давала ЦУ.
Цыплёнок весь день
Хлопотал за шитьём.
Он ровно 5 пуговиц
Съел целиком.

Мельница
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица.
По лесу танцует,
По полю стелется.

На мельнице пшеницу мелют
В рукавицах.

Автоматизация звука [Ц] в конце слов:

Скворец
Летит скворец – зиме конец.

Песец
Цвет песец зимой меняет,
В новой шубе щеголяет.

Огурец
Огурец цветёт в теплице.
Он мороза не боится.

Перец
Очень целебны и очень
Полезны: перец, укроп,
Горчица, чеснок.

Леденец
У Никиты – леденец,
У Данилки – огурец.

Ранец
Ученица-озорница
Получила единицу.

Колодец
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.

Ларец
В царском дворце
Хранится ларец.
Ларец для колец
Смастерил царь-отец.
Семнадцать царевен
Растут во дворце,
Семнадцать колец
Во дворцовом ларце.

Дворец
На шесте дворец,
Во дворце певец.

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З - ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков - кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека - самовыражаться. Ведь речь - это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы - самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время - это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало - лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения - есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка - колечко - улыбка - трубочка - колечко - улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно - губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу - опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Гол!

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С - научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол - это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка - это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно - губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта - широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С - например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении - опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать .

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Ц - веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков - Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей - увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):