Мольберты. Складной мольберт своими руками Как самостоятельно изготовить мольберт из алюминиевых трубок

Устройство, предназначенное для того, чтобы фиксировать лист бумаги или холст на заданной высоте с определенным уклоном, называют мольбертом . Им пользуются художники, для которых эти параметры важны.

Любители рисования выбирают приспособление, руководствуясь особенностями собственной антропометрии, привычками и предпочтениями.

Как сделать мольберт для рисования

Различают несколько типов мольбертов:

  • стационарный. Размещается на полу, считается самым практичным, удобным. Отличные характеристики конструкции объясняют ее использование на выставках, в рекламе;
  • тренога отличается легкостью и небольшими габаритами. Складная конструкция удобна в поездках, на прогулках с рисованием;
  • хлопушка считается ученической вариацией. Простое устройство с доской в верхней части. Размышляете, как самому сделать мольберт? Этот тип легче остальных;
  • настольный подходит начинающим живописцам, рисующим маленькие полотна;
  • планшет или этюдник, похожий на компактные чемоданчики со штативом для установки на любом месте.

Существуют другие варианты конструкций, которые совмещают функции, либо являются модернизацией основных типов.

Для увлеченных рисованием это приспособление необходимо. Вы можете мастерить его самостоятельно, либо купить, выбрав в каталоге магазина компании BoardSYS подходящую по характеристикам модель. Наши менеджеры помогут вам подобрать лучшее по цене производителя.

Если решились на самостоятельный опыт, рассмотрим изготовление одного из вариантов в домашних условиях пошагово.

Настольный мольберт своими руками чертежи с размерами

Это изделие позволит существенно экономить деньги, пространство (если его недостаточно в маленьких помещениях). Проще всего сделать хлопушку в настольной вариации.


Вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • фанера;
  • отвертка, молоток;
  • гайки, болты, шурупы;
  • рейки из сосны или бука;
  • клей, карандаш, тетрадь;
  • двухсторонние крепления.

Отмерьте необходимую вам длину реек (4 штуки), руководствуясь чертежом. Еще 2 рейки по ширине устройства будут соединять их вместе. В 2 см. от края реек сделать отверстия и соединить их виде буквы "П".

Таких деталей должно быть две. Скрепить их петлями. Укрепить на основу фанеру с полочкой в нижней части. Можно предусмотреть двухстороннюю модель с двумя досками.


Можно сделать приспособление без фанеры. Это более сложная модификация.


Чтобы собрать мольберт, используйте инструкцию на рисунке.


В качестве вариантов рассмотрите предложения нашего магазина, представленные на страницах каталога компании. С недорогими, качественными изделиями занятия рисованием станут любимыми для вас и ваших близких.

Современные дети по моим наблюдениям все очень талантливые и творческие. Если у вас есть ребенок и вы увидели у него дар к рисованию или если его просто тянет к краскам и карандашам, то рекомендую вам сделать мольберт для рисования своими руками.

Для начала нужно разобраться в чертеже самого мольберта и подготовить для него материал:

Понадобятся 4 рейки одинаковой длины по высоте чуть выше вашего ребенка, 2 рейки около 50 см (они будут крепиться на передний план и будут опорными подставками для рисуемых картин в рамках) , 2 рейки по 40 см (они будут крепиться на длинные стойки сбоку), деревянная рейка круглого сечения около 60 см длиной (на нее будет надеваться рулон бумаги), две мебельные петли и саморезы.
Вцелом, конструкция напоминает букву «А».

Ход работы простой и вы кстати, сможете привлечь к ней детей. Отмерьте и отрежьте рейки по указанным размерам. Можно электролобзиком, можно пилой. Длинные рейки соединяем между собой петлями в верхней части:

Определяем центр длинных стоек и посередине на переднем и заднем плане крепим на саморезы рейки длиной 50 см. В боковых рейках по 40 см нужно посередине просверлить круглое отверстие для деревянной планки круглого сечения, на которую будет одеваться бумага.

Еще необходимо сделать вырез лобзиком под саморез, так как боковые рейки будут крепиться только с одной стороны, а на вторую стойку они будут цепляться за крючок:

Мольберт получается складным, его можно будет разобрать и убрать к стенке.
Когда 2 короткие рейки готовы, крепим их с одной стороны, а со второй пристегиваем:

Остается прикрепить рамки с двух сторон на саморезы и сделать полочки для карандашей и красок. Можно купить пластиковые полочки. Крепим их на передние опорные рейки.

Рулон с бумагой одеваем на круглую планку мольберта и вставляем в просверленные отверстия на рейках:

Оцени, пожалуйста, этот пост:


КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ?

Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:

Основные характеристики мольбертов:

Технические особенности мольбертов:

МОЛЬБЕРТ "ЛИРА"

Лира – мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».

МОЛЬБЕРТ "СТАНОК"

Станок – профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».

Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.

Мольберты - станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.

Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.

Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.

МОЛЬБЕРТ "ТРЕНОГА"

Тренога – переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.

Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые - от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.

Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.

Необходимо иметь ввиду, что мольберты - треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.

Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.

Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.

МОЛЬБЕРТ "ТРАНСФОРМЕР"


Трансформер – универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».

Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.

Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.

"ПАЛОЧНЫЙ" МОЛЬБЕРТ


– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.

Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.

Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена.

МОЛЬБЕРТ "ХЛОПУШКА"


– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.

Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.

Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.

КАРКАСНЫЙ МОЛЬБЕРТ

– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.

Имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками - любителями.

ПЛАНШЕТНЫЙ МОЛЬБЕРТ


– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.

Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.

Относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами.

МАЧТА МОЛЬБЕРТА

Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.

Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.

На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА

Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, - картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА

Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение.

КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН?

Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте.

Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.

Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка . Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.

Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.


ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА?

Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.

Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи - Премиум используются деревянные ручки , которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами «барашек» или «плоский барашек» , особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.

Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.

Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.

При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей.

ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ?

Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.

В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…

Мольберт своими руками – это экономия в первую очередь и удобство – во вторую. Самодельную вещь можно подогнать именно под себя, сделав ее многофункциональной и отвечающей требованиям каждого члена семьи, использующего его для работы. Также оформление и дизайн можно подстроить под стилистику комнаты, в которой он будет находиться. Тогда это будет не только рабочий инструмент, но и элемент дизайна.

Материалы и инструменты

Мольберты имеют несколько видов, отличающихся своей конструкцией и функциями. От этого зависит и комплект необходимых материалов и инструментов. Для самого простого мольберта достаточно следующих составляющих.

Инструменты:

  • чертеж или простой ручной набросок, по которому вы будете составлять конструкцию;
  • молоток/шуруповерт;
  • гвозди/саморезы;
  • ножовка.

Материалы:

  • сухое дерево – фанера, массив дерева, сосна;
  • рейки.

Все размеры зависят от вашего желания. Учитывайте рост пользователя и размеры полотна.

Настольный

Сделать своими руками настольный мольберт для дома не составит труда и не займет много времени. Его конструкция имеет небольшие размеры.

Для изготовления потребуется 4 рейки – 2 одинаковой длины, одна короче на 1 сантиметр и рейка для перекладины + рейки для рамки или цельный лист фанеры, соответствующие размерам.

Две одинаковые рейки спиливаем под углом 15-20 градусов и соединяем их с короткой палочкой при помощи болта с гайкой или барашком. Это необходимо, чтобы получилась форма подставки. На две спиленные под углом рамки сажаем на клей или гвозди перекладину, а ту, что короче, отводим в сторону. Получается настольная мини-тренога.

Мольберт готов. По желанию к нему можно сделать подрамник или фанерную основу.

Напольный

Имеет множество видов и вариаций изготовления. Каждый из них доступен для изготовления своими силами. Среди преимуществ – разборный, переносной, двусторонний и прочие.

Тренога

Другое название – лира. Подойдет для создания картин и рисования на плотной основе. Удобный раскладной вариант поможет сэкономить место. Можно сделать специальный лист из дерева для подкладки под чертежи.

Здесь пригодится гораздо больше реек и соединительных элементов – 4 двухметровых рейки (2х4,5 см), несколько реек для планок (2х3 см). Чтобы работал раскладной элемент, приобретите болты и анкеры.

Объединить конструкцию можно так же, как для настольного мольберта. Но для большей устойчивости подойдет конструкция с укреплением планками в трех местах – сверху, посередине и снизу. К нижней планке прибавьте полочку для основания и письменных принадлежностей. Заднюю ножку прикрепите на дверную петлю к средней перекладине. Если работать предстоит с большими форматами, то дополните от середины среднюю планку выше основного полотна на необходимое расстояние.

Хлопушка

Чтобы изготовить простой складной мольберт-хлопушку, к основному списку необходимых материалов нужно добавить дверные петли. На выходе мы получим удобный переносной мольберт. Для того, чтобы переносить его было удобно, важно учесть размеры.

Понадобятся заготовки из дерева размерами 1200х50х20 мм – 4 штуки, 560х50х20 мм – 4 шт и 600х100х12 мм – 2 штуки. Далее собираем наш мольберт на ровной поверхности. При установке петель обязательно проверяем угол нашей хлопушки, иначе ножки будут находиться криво, и мольберт будет раскачиваться. Шурупы прикручиваем так, чтобы шляпки врезались вглубь дерева. Чтобы облегчить процесс и избежать сколов дерева, предварительно просверлите отверстия под шурупы тонким сверлом.

Поверхности можно обработать наждачной бумагой или покрыть самоклеящейся пленкой.

Двустороний

Отличный вариант для ребенка. Можно изготовить по принципу хлопушки, однако есть риск, что ребенку будет неудобно, и ножки будут сходиться. Самодельный мольберт предусматривает фиксацию ножек и поверхностей. В домашних условиях это легко сделать при помощи деревянных перемычек на ножки по всему периметру мольберта.

Детский мольберт можно разнообразить украшениями. Также хорошо оставить одну сторону деревянной – для рисования и игр, а вторую сторону сделать металлической, чтобы ребенок мог играть магнитами – буквы, цветные точки и так далее.

Этюдник

Собрать самому для рисования деревянный переносной этюдник также не составит труда. Примерный размер для удобства и комфорта составляет 30х40 см. Основу и крышку лучше делать из дерева, а вот боковые стенки из фанеры. Также понадобятся деревянные брусочки или рейки для соединения элементов, хотя это можно сделать и без них. Для фиксации крышки понадобится металлическая опора на болтах. Если в крышке планируется хранить бумагу или картон, то необходимо сделать крышку на основу с красками и кистями.

  1. Простейший случай
  2. Какой делать первым?
  3. Напольные
  4. Настольный (для акварели)
  5. Еще один трансформер

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Нужно сделать мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – изготовление мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Временный мольберт-подрамник

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.