Блока. Сочинение «Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока Поэт и поэзия блок

Печальная доля – так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достоянъем доцента,
И критиков новых плодить…
А. А. Блок
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных.

Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж не доступно все это!..
Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта – всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
В стихотворении “К Музе” поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.
Я хотел, чтоб мы были врагами.
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами
Все проклятье своей красоты?
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада
Эта горькая страсть, как полынь.
Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа – только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка – стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?


(No Ratings Yet)

Ви зараз читаєте: Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Печальная доля - так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достоянъем доцента,

И критиков новых плодить...

Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание.

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это!..

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцей,

А вот у поэта - всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Луг с цветами и твердь со звездами -

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада -

Эта горькая страсть, как полынь.

Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа - только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы.

Вот моя клетка - стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.

Любите вы под окном постоять?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит... Для того и существует “священное ремесло” поэта: С ним и без света миру светло. Поэт и правда, поэт и долг - вот еще один мотив лирики Ахматовой. Гражданский пафос - неотъемлемая черта ее творчества. Художник не смеет поддаваться голосу, зовущему отречься от своей Родины, не смеет внимать лести отступников, не смеет дарить им...

... "как трагический поэт эпохи", услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, первый верил в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу, если многие не понимают поэта, считая его временным глашатаем революции, сам Маяковский утверждал обратное. "Мой стих...

Политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных...

И Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского "Гроза".) б) Паратов и Карандышев. (По драме А.Н. Островского "Бесприданница".) 76. а).Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза". б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского "Бесприданница". 77. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".) б) Знакомство...

Текст сочинения:

Печальная доля - так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И криҭиков новых плодить... А.А. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях Друзьям и Поэҭы автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходиҭ озарение, и настоящий автор отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл быҭия и ҭворчества. Все поэҭ мог принести в жерҭву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, автор остается над толпой, для которой ҭвориҭ, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой криҭик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и ҭучки, и век золотой, Тебе ж не доступно все это!.. Да, поэҭы смерҭны, чаще они гибнуҭ по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеюҭ близких, но никогда не предаюҭ своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам. Ты будешь доволен собой и женой, Своей констиҭуцией куцой, А вот у поэта всемирный запой, И мало ему констиҭуций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала, Я верю: то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала! В стихотворении К Музе поэҭ старается объяснить свое отношение к дарованию, ҭворчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а ҭяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэҭ платиҭ личным счастьем и покоем, уютом и благополучием. Я хотел, чтоб мы были врагами. Так за что ж подарила мне ҭы Луг с цветами и ҭвердь со звездами Все проклятье своей красоты? И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада Эта горькая страсть, как полынь. Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаюҭся в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточиҭ душа только тогда получается тот результат, к которому стремиҭся поэҭ. Читатели в восторге, а что же сам ҭворец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка стальная, ҭяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя пҭица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?

Права на сочинение "Тема поэта и поэзии в лирике А.Блока" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.

Стихотворение «Земное сердце стынет вновь.. .» включает в себя целый ряд романтических оппозиций: «земное сердце» лирического героя — и лютая стужа; люди — безлюдье; любовь к людям — гнев и презрение к ним; забвение — избрание, которое он готов читать в глазах «мужей и дев». Они создают лейтмотив, вообще характерный для блоковской трактовки этой темы, — лейтмотив романтического противостояния художника и толпы. Он заявлен в первой же строфе: «Храню я к людям на безлюдьи / Неразделенную любовь». Неразделенная любовь влечет за собой гнев и презрение, которые в третьей строфе приводят не к снятию заранее заданных противоречий, но к утверждению их с еще большей силой. Призыв людей, обращенный к поэту: «Вернись в красивые уюты!», оборачивается отказом от уюта и покоя, утверждением невозможности их обретения. Не проявляется ли здесь вновь характерная для Блока мысль о невозможности приятия сущего, отрицание его, все тот же русский максимализм, о котором размышлял Е. Трубецкой? Противостояние поэта и стужи оказывается неразрешимым, становится чуть ли не условием существования творческой личности:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

Наиболее явно блоковская концепция творческой личности выявилась в стихотворении «Художник ». Здесь воспроизводится сам творческий акт, сам процесс творческого созидания, процесс, не обогащающий творческую личность, но опустошающий, полный душевной муки, ведущий к неизъяснимому страданию духа.

В первой строфе содержится уже знакомое нам романтическое противоречие между художником и толпой. Эта оппозиция определена рядом противостоящих понятий: ваши свадьбы, торжества, похороны (характерно, что в одном для поэта ряду следуют события принципиально различные, радостные и трагические, которые тем не менее совершенно равнозначны и скучны для лирического героя) — и моя «скука смертельная», которая может быть развеяна неким легким, доселе не слышанным звоном, предвестником творческого вдохновения.

Сопоставьте метафору некого звука, звона, звоночков, которая содержится у Блока и в цикле А. Ахматовой «Тайны ремесла» (стихотворение «Творчество»). У Ахматовой ожидание этих звуков, предвестников вдохновения, становится целью творческого акта, они несут слова, продиктованные свыше. Восприятие творчества как вдохновения, ниспосланного свыше, как некого чудесного и счастливого состояния, когда художник оказывается причастен к горним сферам, когда ему доступно божественное провидение, характерно не только для Ахматовой, оно, скорее, принадлежит традиции русской литературы. Обратитесь к стихотворению А. С. Пушкина «Осень», покажите, как поэт описывает вдохновение и акт творчества. Для Пушкина пробуждение поэзии — это счастливейшее состояние, дарованное свыше.

Для лирического героя Блока творчество — мучительный и изматывающий процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам же творческий акт описывается невероятной метафорой: процесс созидания сопоставим с убийством — звука, райской птицы, ниспосланного свыше слова:

Вот он — возник. И с холодным вниманием

Жду, чтоб понять, закрепить и убить.

И перед зорким моим ожиданием

Тянет он еле приметную нить.

Родившийся, возникший из небытия звук связует лирического героя с иными сферами бытия, он мистическими путями открывает перед ним райское, неведомое, неописуемо прекрасное и еле уловимое в своих очертаниях. Причастный к иному бытию, лирический герой улавливает остановку земного времени, он способен прозреть «горний ангелов полет», услышать райские песни небесных птиц.

Творчество позволяет остановить время, прикоснувшись к мирам, где времени нет, перед поэтом открывается вся перспектива жизни своей и общей, будущее и прошлое прозрачны для него; перед ним открываются новые и неведомые доселе звуки, ему виден неземной свет:

Длятся часы, мировое несущие.

Ширятся звуки, движенье и свет.

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого — нет.

Однако в следующей строфе эта тема получает совершенно неожиданный поворот. Появляется новая оппозиция: душа — разум. Разум, убивающий творческое вдохновение, уничтожающий причастность к тому чудесному миру, который лишь мгновение назад был видим и внятен лирическому герою. Новый мир, новое бытие, причастность к которому только что ощущал лирический герой и которое, казалось бы, обретет свое воплощение в творческом акте, бесследно исчезает, сраженное «творческим разумом», воплощением некого рационального начала, убивающего неведомое.

В шестой строфе содержится кульминация стихотворения: воплощенные в слове, волшебные образы подобны вольной птице в клетке, лишенной естества и движения. Акт творчества — гибель звука, неподвластного букве, гибель образа, неподвластного кисти художника.

Противостояние живого образа, который в слове не получает свое новое воплощение, но безвозвратно гибнет, и живого света, неподвластного кисти художника и исчезающего в бессилии его палитры, подчеркивается и рифмой «холодную — свободную».

Наслаждение пением райских сиринов оборачивается их пленением, холодной клеткой, приручением:

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Эта строфа рисует нестерпимое для романтика противопоставление: образы сиринов райских, цветения майских яблок, полета ангела сменяются образами пленения, смерти, несвободы, золотой клетки; райский сирин качает обруч и поет на окне, его «крылья подрезаны, песни заучены». Как и в предшествующем стихотворении, романтические противоречия отнюдь не снимаются развитием лирического сюжета стихотворения, напротив, лишь обостряются и обнаруживают свою неразрешимость: любопытство толпы, стоящей под окном художника и лицезреющей плененную райскую птицу, с одной стороны; измученный претворением образов горнего мира в слова и вновь скучающий художник, равнодушный к толпе и презирающий ее, — с другой.

Блок был художником трагического миросозерцания. Трагизм бытия, постоянно ощущаемый им, ярче всего воплотился в лирике третьего тома. Стихотворение «Я пригвожден к трактирной стойке... » воплощает и это миросозерцание, и его истоки, и попытки его преодоления.

В первой же строфе звучит мотив опьянения, характерный для лирического героя Блока, навевающий тему равнодушного забвения и самого себя, и безвозвратной утраты собственного счастья, и всего сущего. Широкий поэтический образ-символ счастья, уносящегося от лирического героя в сребристый дым, получает свое развитие и поэтическую конкретизацию в следующей строфе. Вторая строфа переводит изображаемое из конкретно-бытовой ситуации (трактирная стойка, опьянение, равнодушие) в план символический и надвременной, в «снег времен» и «даль веков»; образ утраченного счастья связывается с беспредельным заснеженным русским пространством и с глубинами русской истории. В последней строфе образ тройки обретает волшебные, фантастические очертания («И только сбруя золотая / Всю ночь видна... Всю ночь слышна...») — и тем большим контрастом выглядит возвращение к прежнему мотиву опьянения, формирующее кольцевую композицию стихотворения:

А ты, душа... душа глухая...

Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

Истинная, настоящая и глубокая трагедия всегда несет в себе и оптимистическое звучание, ибо зритель ее, вдумчивый и серьезный, может пережить катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. Три тома лирики Блока рассказывают о глубинном трагическом переживании общей жизни и собственного бытия и о сложном и тернистом пути к обновлению, то выводившем лирического героя к прозрению, то оборачивающемся тупиками. Без трагического и светлого опыта этого пути непредставима история русской литературы XX века.

Блок является одним из ярчайших представителей поэтов ХІХ-ХХ веков. Этот период был переломным в истории России и, в целом, в судьбах людей. Поэт часто думал о сущности своей сферы деятельность. К нему приходит осознание глубокой мисси, которая возложена не его плечи. Она заключается в следующем: первое – это избавить человечество от пустых звуков, второе – это придать форму словам, звукам и третье – это абсолютно гармонизировать внешний мир.
Именно это и формирует творческий стиль автора и его концепцию. Тогда же формируются основные принципы

И взгляды на творчество. Во многом, творческие взгляды Блока сходились с взглядами Пушкина. Именно Александр Сергеевич впервые заявил о том, что поэт – это профессия. Поэт был свободным от каких-либо предрассудков, он был выше общественного мнения, только потому, что он поэт. И становилось совершенно не важно, каков человек был в обыденной жизни.
Поэзия – это, своего рода, стремление к идеалу, чему-то высокому и недоступному. Сам творческий процесс, по-праву, считается таковым лишь тогда, когда он является ступенью в стремлении к высшему благу.
Тема поэта и поэзии поднимается у Блока не часто, но каждое его стихотворение из этого блока важно для восприятия и осознания его творчества, в целом. Идея Блока, главным образом, заключается как раз в том, что поэт ни в коем случае не должен вплыть по течению и прислушиваться к тому, что говорит толпа. Толпа никогда не поймет, кроме того, может даже попытаться уничтожить поэта. Главной целью и задачей является уединение в мире идеальном, полный уход от жизненной суеты. Только в этом случае появится возможность реализовать истинное предназначение, как поэта.
Так, Блок в течение всей жизни воспринимает свой дар к слову, прежде всего, как обязанность перед другими людьми. Исходя из сказанного, уйти в мир идеальный не представляется возможным.
Ввиду раздвоения между реальным миром и тем самым прекрасны, человек не может априори пребывать спокойном и уравновешенном состояние, он не может находиться в гармонии с собой. Напротив, он чувствует боль от того, насколько контрастны эти миры.
Спустя какое-то время, утвердилась новая концепция творчества Блока, которая была более глобальной, она ярко утверждала внутреннюю свободу поэта – это и было кульминационным моментом в жизни Блока. Поэт также пришел к мысли о том, что поэзия нив коем случае не может быть сиюминутной, она, главным образом, должна охватывать самые разные жизненные проявления, показывать сущность жизни, в частности и целом.
Но ты художник, твердо веруй начала и концы.
Ты знай, Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты…