К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Впоследние время психологи сделали ряд открытий. Одно из них о значения стиля общения для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что обще - Документ контрольных

Часть 3. Задания уровня С
С1 М. В. Ломоносов писал: «...если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому , то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей...». Назовите любые три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.

Речь (изъяснение понятий); - логическое мышление, способность к обоснованию, аргументации (изъяснению);

Сознательная постановка целей (дела... соединением наших мыслей управляется); общественный характер деятельности (согласное общих дел течение).
С2 Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

В случае согласия

1) понятие личность подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия

1) чтобы являться личностью, недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

2) проявлять себя как личность - значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
С3 Укажите четыре отличия человека от животного.

Сложно организованный мозг; - членораздельная речь; - прямохождение; - совершенство руки как производящего орудия; - самосознание. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


С4 Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А.Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности» В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.

1) утверждение, что поведение человека определяется не только инстинктами, а культурными (социальными, общественными) ценностями;

2) указание на ведущую роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми) в развитии человека;

3) указание на способность человека к творчеству, (преобразовательной деятельности, к созданию второй природы - культуры), которая не является наследственной, инстинктивной;

4) указание на способность к речи, на сознание, мышление человека, которые имеют генетические предпосылки, но усваиваются в общении с другими людьми (только в обществе);

5) утверждение, что человек способен сознательно управлять своими инстинктами,

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
С5 Существует расхожее представление о том, что творчество - это удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

1) творческий характер имеют действия ребенка, придумывающего со своими товарищами новую игру (отсутствие возрастных ограничений);

2) творчество проявляет хозяйка, изобретающая новый соус для мяса (отсутствие ограничений, связанных с уровнем образования);

3) творчество проявляет ученик, студент, молодой рабочий или мастер, предлагающие свои способы решения поставленной перед ними задачи


С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

пластичность потребностей.


С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);


С8. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека


С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет , будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь. (А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)
С9-1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей

Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.


С9-2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека

В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.


С9-3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности

Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
С9-4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте

По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей


С10. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере ?

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.


С11. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров)


С12. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.


С13. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
С14. Существует утверждение:

«Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.
С15 Прочитайте текст и выполните задания

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение отравляет психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Проблемные, трудные, непослушные и невозможные дети, так же, как дети с комплексами, забитые или несчастные, - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его личностно центрированным, то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. (Ю. Б. Гиппенрейтер)


С15-1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

Текст 9.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <...> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, - это всё примеры горизонтальной социальной мобильности <...>

Под вертикальной социальной мобильностью подразумева­ются те отношения, которые возникают при перемещении ин­дивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикаль­ной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. В соответствии с природой страти­фикации есть нисходящие и восходящие течения экономиче­ской, политической и профессиональной мобильности. Восхо­дящие течения существуют в двух основных формах: проникно­вение индивида из нижнего пласта в существующий более-высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

(П. Сорокин)



  1. Какое определение социальной мобильности даёт П. Со­рокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализи­руется в тексте?

  2. В каких формах, по мысли автора, существуют восходя­щие течения социальной мобильности? Приведите пример, ил­люстрирующий одну из форм.

  3. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Соро­кин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напо­минает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погру­жение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту". Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мо­бильности, две ее формы и направление социального перемеще­ния, отражённые в приведённом сравнении.

  4. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины это­го явления.
Ответы к тексту 9.

Содержание верного ответа

Балл

1



2

Определение социальной мобильности как перехода из одной социальной позиции в другую. Субъекты этого процесс – индивиды и группы (социальные объекты).

Правильно дано определение и названы два субъекта.



2

Правильно дано определение и назван одни субъект, ИЛИ Дано определение, субъекты не названы, ИЛИ определение не дано, названы два субъекта.

1

Назван один субъект, ИЛИ Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Восхо­дящие течения существуют в двух основных формах: проникно­вение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

Пример: продвижение по службе.

Правильно названы две формы и приведен один пример.


2

Правильно названы две формы, пример не приведен, ИЛИ названа одна форма и приведен пример.

1

Названа одна форма, ИЛИ приведен только пример, ИЛИ Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Тип социально мобильности – вертикальная, формы вертикальной мобильности – индивидуальная и групповая, направление социального перемещения – нисходящее.

Указаны тип, формы, направления.



3



2

Не указано два элемента.

1

Указан только один элемент, ИЛИ Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

Причины возрастания социальной мобильности:

  • слом сословных перегородок,

  • развитие средств связи и сообщений,

  • формирование общенационального рынка труда,

  • установка на освоение нового.
Правильно указаны три причины.

3

Правильно указаны две причины.

2

Правильно указана одна причина.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 10.

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей, В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

_____________________________________________________________________________


  1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

  2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

  3. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

  4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.
Ответы к тексту 10.

Содержание верного ответа

Балл

1

Максимальный балл за полный ответ

2

На основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей. Закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, регулирующие деятельность отдельных людей и социальных институтов.

Правильно указаны два положения.



2

Правильно указано одно положение.

1

Ответ неправильный.

0

2

Максимальный балл за полный ответ

2

Формированию ценностей способствуют два фактора: опыт и эмоциональные переживания.

Правильно указаны оба фактора.



2

Правильно указан один фактор.

1

Ответ неправильный.

0

3

Максимальный балл за полный ответ

3

Автор называет следующие группы ценностей: индивидуальные, групповые, общечеловеческие. Принцип равенства перед законом относится к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи).

Правильно названы три группы ценностей и дан верный ответ на второй вопрос.



3

Не указан один из элементов ответа.

2



1

Правильно назван один из элементов, ИЛИ Ответ неправильный.

0

4

Максимальный балл за полный ответ

3

С помощью социальных норм поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

Две основные группы социальных норм - моральные и правовые нормы. Примеры моральных норм: не убий, не укради. Примеры правовых норм: право на свободу личности, право на личную неприкосновенность, право на образование.

Правильно указаны функции социальных норм, названы две основные группы социальных норм, приведено два примера.


3

Не указан один из элементов ответа.

2

Не указано два элемента ответа.

1

Ответ неправильный.

0

Текст 11.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи), им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу


  1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Кризис семейных отношений проявляется в росте числа разводов (1), увеличении количества неполных семей (2).

  1. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
Взаимодействие таких сфер жизни общества как социальной и экономической. Характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

  1. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Причинами исчезновения традиционной патриархальной семьи являются:

  • сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца,

  • усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,

  • женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

  • Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

    Более соответствует реалиям постиндустриального общества патриархальный (демократический) тип семьи. Ее признаки:


    • совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи,

    • более равномерное распределение семейных обязанностей.
    Текст 12.

    Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не толь­ко психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет ин­терес к жизни.

    Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «от­равляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конеч­но, и его судьбу.

    «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несча­стные», - всегда результат неправильно сложившихся отноше­ний в семье.

    Мировая практика психологической помощи детям и их ро­дителям показала, что даже очень трудные проблемы воспита­ния вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприят­ный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате ог­ромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практи­ков. Один из основателей гуманистической психологии - из­вестный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внима­ния личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимо­отношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспита­ния детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на пони­мании ребёнка - его нужд и потребностей, на знании законо­мерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное на­следование стиля общения: большинство родителей воспитыва­ют своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    Ю. Б. Гиппенрейтер


    1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

    2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

    3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

    4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.
    Ответы к тексту 12.

    Содержание верного ответа

    Балл

    1

    Максимальный балл за полный ответ

    2

    Два аспекта:

    • общение так же необходимо ребенку, как и пища,

    • общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему (плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье).

    2

    Указан один аспект.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    2

    Максимальный балл за полный ответ

    2

    Стиль общения – «личностно-центрированный». Основное содержание стиля – в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Назван стиль общения и указано его содержание.



    2

    Назван стиль общения, ИЛИ указано его содержание.

    1

    Ответ неправильный.

    0

    3

    Максимальный балл за полный ответ

    3

    Два подхода к воспитанию детей: гуманистический и авторитарный. Гуманистический подход основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, основан на принципах и личных установках воспитателя.

    Названы и охарактеризованы два подхода.



    3



    2



    1

    Ответ неправильный.

    0

    4

    Максимальный балл за полный ответ

    3

    Жизненно важной автор считает удовлетворение потребности детей в общении или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

    Доказательства:


    • ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять,

    • ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии.
    Названа потребность, приведены два доказательства.

    3

    Один из элементов ответа не назван.

    2

    Назван только один из элементов ответа.

    1

    Ответ неправильный.

    0
  • по выполнению заданий части «С» на экзамене по обществознанию .

    Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня относятся первое и второе задания к фрагменту текста (задания С1 и С2). Все задания с развернутым ответом – задания высокого уровня сложности (задания С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

    Задания базового уровня сложности (С1, С2) и одно задание из заданий высокого уровня сложности (С5) являются двухбалльными. За правильное выполнение за каждое задание выставляется – 2 балла, при неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания – оцениваются – в 3 балла, а задание С9 – 5 баллов.

    В совокупности за полное и правильное выполнение всех девяти заданий с развернутым ответом можно получить 26 баллов. Общий максимально возможный балл за всю работу – 59 баллов. Следовательно, возможный вклад части «С» в общий результат – 44%.

    Первое задание (С1) – это задание, как правило, требует найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

    Второе задание (С2) – это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию имеющейся в тексте информации без привлечения контекстных знаний.

    Третье задание(С3) – это задание требует привлечения в контексте обществоведческих знаний, полученных при изучении обществознания. Зачастую это задание требует иллюстраций отдельных положений текста, авторских суждений с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики.

    Четвертое задание (С4) – требует применения полученной из текста информации в определенной вопросом познавательной ситуации.

    Давайте разберем конкретную ситуацию.

    ПРИМЕР ТЕКСТА.

    «Теперь уже стало бесспорной истиной, что обещание так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

    Если продолжить сравнения с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное обобщение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.

    «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные воспитательные задачи вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.»

    В ответе должны быть указаны два аспекта:

    1) Общение необходимо ребенку так же, как пища.

    2) Общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему.

    (указаны два аспекта – 2 балла, один – 1 балл)

    С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание ?

    В ответе должны быть указаны следующие элементы:

    1.стиль общения - «личностно центрированный»

    2. основное содержание стиля (в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься).

    Эти задания выполнить не сложно, т.к. ответы содержаться в самом тексте, затруднение может вызвать поиск аспектов, т.к. самого определения «аспект» в тексте нет.

    С3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход?

    В ответе должны быть:

    2. Охарактеризован гуманистический подход(например: «Он основан, прежде всего, на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности)

    При внимательном прочтении задания мы видим, что ответ требует использования собственного опыта и знаний. Но в то же время полностью абстрагироваться от текста при формировании ответа о втором подходе не стоит, т.к. его можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка , не предполагает его понимания, знания закономерностей его роста и развития ; он основан на принципах и личных установках воспитателя». Курсивом в данном ответе выделены слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то, что в явном виде данный подход автором не охарактеризован.


    Похожая информация.


    Задание 1. ., МОУ"Суслонгерская СОШ"

    Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

    Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

    Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

    «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

    <...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

    (Ю. Б. Гиппенрейтер)

    С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

    СЗ. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

    Задание 2. Майшанова И.Г. МОУ "Чкаринская основная общеобразовательная школа".

    Прочитайте текст и выполните задания.

    Потребность - это нужда человека в чем - то. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Нужды человека включают в себя, во - первых, материальные, во - вторых _ социальные, в - третьих, духовные потребности. У многих людей есть важнейшая потребность здорового человека - потребность в труде. Труд создал человека, труд для большинства - главная форма деятельности. Кто больше и лучше работает, тот и должен иметь большие возможности для удовлетворения своих потребностей. Потребности человека должны быть разумными. Возможности удовлетворения человеческих потребностей ограничены имеющимися природными ресурсами. Потребности не должны противоречить нравственным нормам общества, их удовлетворение не должно причинять неудобство другим людям. Разумны те потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинию человеческих качеств. У человекамогут возникнуть и ложные потребности, удовлетворение которых наносят вред ему сомому и окружающим людям. Потребности тесно связаны с ценностными ориентирами, т.е. с тем, что человек считает для себя особенно значимым, предпочтительным. Они являются регулятором поведения человека.

    С1. Что называется потребностью?

    С2. В чем состоит значение потребности в труде?

    С3. Что такое ложные потребности?

    С4. Какую роль играют ценностные ориентации человека?

    Задание 3. МОУ "Ронгинская средняя общеобразовательная школа".

    Сознание.

    Первый вопрос, на котором я остановлюсь, - это вопрос о значении категории деятельности для понимания психики, сознания человека.

    В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: "раздражитель - субъективное переживание".

    В бихевиоризме, т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в схеме "стимул - реакция". Ограниченность подхода, о котором идёт речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой - пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, от его деятельности.

    Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчёркивается, например, что эффекты внешних воздействий от их преломления субъектом.

    Если подразумевается изменение внутренних сосотояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягчённом грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся - нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов. Это процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всём богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность.

    Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность перед психологией выступает, как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.(А.Н.Леонтьев)

    С1. О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающему сущность каждого из них.

    С3. Какой подход к пониманию психики, сознания человека разделяет автор?