Как ты мне родна. Афанасий Фет — Чудная картина: Стих А фет чудесная картина

Художники пишут полотна, поэты - стихотворения. И как художник кистью, одним мазком, создаёт игру светотеней, так поэт - одним словом, одной фразой рисует тончайшие оттенки и едва уловимые сдвиги художественного смысла. И вот, перед нашими глазами, как наяву, возникает «Чудная картина», написанная словами.

Картины бывают разные. На одни хочется смотреть и смотреть, к другим – не хочется возвращаться. Потому что не оставляют они в душе ни следа, ни зацепки. Так и со стихотворениями. Одно - расписывает красоту берёзок в пяти, а то и десяти, четверостишиях, другое - в четырёх строчках. И эти четыре строчки притягивают, завораживают, вызывают желание перечитывать их снова и снова.

Многие брались за пейзажную лирику, но не у всех выходили пейзажи, и не у всех получалась лирика. А у Афанасия Фета собралось воедино и то, и другое. Замечательный поэт, величайший лирик-пейзажист. По словам Некрасова, после А.С. Пушкина, не было никого, кроме Фета, чья поэзия дарила бы столько поэтического и эстетического наслаждения.

В стихотворении Афанасия Фета всего две строфы. Ни экспрессии, ни вопросов, ни восклицаний, ни тревоги. Всё просто, спокойно. Ночь. Удивительной, сказочной, тишиной веет от картины поэта. Эта белая равнина с полной луной - как будто в веках установленные декорации зимы.

Пришла хозяйка-зима, превратила равнину в белое полотно - сгладила все шероховатости и неровности. Полотно как покров, как полог, накрыло суету, поглотило движение. Осталась тишина, ровная снежная поверхность освещается «светом небес высоких ». На сказочной поверхности - ни души, только «саней далёких одинокий бег ».

Эта движущаяся точка, словно символ судьбы человека, одиноко проходящего свой жизненный путь. Только он и Всевышний. Что же дальше? Всё затаилось, замерло в ожидании, в предвестии чего-то замечательного. Так дети ждут наступления Нового года. Ожидание висит в воздухе. Его запах можно почуять. Ожидание чуда - верное его предзнаменование. Потому называет А. Фет свою картину чудной и родной, ведь в каждом из нас живёт ребёнок и желание увидеть невероятное.

А теоретики разложили картину по полочкам. Похвалили инверсию – небес высоких, саней далёких. Поразились звуковой, музыкальной, лёгкости ритма стихотворения. Обратили внимание на полное отсутствие глаголов, и на манеру написания стихотворения - трёхстопный хорей - характерную для народных песен. Вспомнили, что произведение - раннего периода и вошло в сборник «Снега».

Афанасий Фет прожил 72 года. Парадокс его, как лирического пейзажиста, заключался в том, что он одновременно был предприимчивым и удачным в вопросах карьеры и дел. Стихотворения начал писать с 15 лет. Многие юноши на то время увлекались поэзией, но у Афанасия Фета это увлечение стало судьбой. Потому что грядущим поколениям он запомнился как поэт, а не как помещик или военный. Сначала, будучи лишён дворянского титула, Фет сделал военную карьеру.

Оставив службу, он купил на приданое жены усадьбу и превратил её в кормилицу – на доходы от поместья жила вся семья. Выращивалась рожь, разводилась птица, развивался конный завод. И при этом поэт уделял немало внимания творчеству и саморазвитию. Знал несколько языков. До последних дней работал над переводами. Несмотря на трудную и сложную жизнь, Афанасий Фет не жаловался, терпел и в своих произведениях воспевал любовь и природу - то есть Творца и Его творение.

«Чудная картина» Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Представленная лирика довольно маленькая по объёму. Но это не значит, что можно быстро и поверхностно читать стих «Чудная картина» Фета Афанасия Афанасьевича. Несмотря на краткость, стихотворение несёт серьёзную смысловую нагрузку.

При создании указанного произведения, датированного 1842 годом, автор осуществил интересную задумку. Поэт не использовал в тексте ни одного глагола, но при этом получившаяся картина ощущается как вполне динамичная. Такое построение стихотворения даёт читателям возможность самим домыслить подразумевающиеся слова. Но даже без этого действия воспроизведённый автором пейзаж не теряет своей значимости и привлекательности. Фет с искренним восхищением описывает чудесную картину, открывшуюся ему зимней ночью. Автора привлекла снежная равнина, хорошо различимая в ярком лунном свете, и далёкий звук редких для такого времени бегущих саней. Безусловно, даже эти простые, будничные, привычные для многих моменты достойны пристального внимания.

Рассматривая текст стихотворения Фета «Чудная картина» на уроке литературы в 5 классе очень важно подчеркнуть его структурные особенности. На нашем сайте стихи легко учить онлайн или скачать полностью.

Афанасий Афанасьевич Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает - «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение было написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Страница 3

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

А. Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У А. Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. А. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Поэзия Ф. Тютчева - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты раковые”, в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований.

В своих лирических шедеврах Ф. Тютчев внешне идет как бы не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чувства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности, минутным душевным переживанием. Поэт видит радугу и тут же набрасывает небольшой всего лишь восьми строк “пейзаж в стихах ”, как удачно назвал Н. Некрасов его стихотворные картины природы. Но процесс создания стихотворения на этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность “радужного виденья” влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и “пейзаж в стихах” приобретает смысл философского иносказания (“Как неожиданно и ярко.”).

Другой пример. Беспросветный дождь внушает поэту мысль о столь же беспросветном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты не умолкающим звуком падающих дождевых капель (“слезы людские, о слезы людские.”).

А. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” А. Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план - символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна -воздушная дорога - путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность. Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия. А. Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”. Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии А. Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта А. Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки А. Фету.

В образную ассоциацию стихов А. Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. А. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.


Полезные статьи:

Обращение детских поэтов к прозе
Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело зде...

Социально-философские воззрения О. Хаксли
Очевидно то, что антиутопическая линия в творчестве Хаксли неразрывно связана с его агностически-пессимистической концепцией мира, с его идеей невозможности познания объективной действительности вообще и объективной основы любой ценности...

Образ Давида Сешара в «Утраченных иллюзиях» Бальзака.
Пафос творчества Бальзака – его прославление творческого труда, творческой активности человека. Наблюдая буржуазное общество, Бальзак должен был признать, что в этом обществе творчество невозможно: люди, которые хотят созидать, не могут...