Технологический процесс изготовления изделия из дерева. Технологическая карта урока "отделка изделий из древесины" Тема урока: «Технологическая документация»

Создание любого изделия проходит в несколько этапов, и первым из них является проектирование будущего изделия.

Не спешите сразу приступать к его изготовлению. Можно ошибиться, сделать что-то не так, и всю работу придется переделывать. Не зря бытует поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Сначала нужно сделать эскизы, или наброски, различных вариантов будущего изделия. Затем письменно анализируют достоинства и недостатки каждого из вариантов, что позволяет выбрать лучший.

Для выбранного варианта изделия разрабатывают техни-че-скую документацию: эскиз, технический рисунок или чертеж с указанием размеров.

После подготовки технической документации приступают к отбору качественных заготовок и их разметке. Заготовка - это материал определенных размеров, из которого будет изготовляться деталь (размеры заготовки для любой детали всегда больше, чем сама деталь). Из заготовки получают одну или несколько деталей.

Соединение деталей в изделие называют сборкой.

Превращение заготовки в деталь или изделие должно строго соответствовать технологическому процессу, т. е. определенной последовательности действий.

Технологический процесс изготовления изделия состоит из ряда технологических операций. Например, технологическими операциями являются выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление отверстий на сверлильном станке, окраска изделия в специальном помещении и т. д.

Последовательность операций по обработке заготовки и изготовлению из нее детали записывается в специальных технологических или маршрутных картах.

В технологической карте (табл. 6) подробно описывают последовательность технологических операций, выполняют графическое изображение заготовки, соответствующее каждой операции, указывают применяемые инструменты и приспособления.

Таблица 6
Технологическая карта изготовления разделочной доски

№ п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия по шаблону

Шаблон, карандаш, верстак

Выпилить изделие по контуру

Ножовка, столярный верстак

Наколоть шилом центр отверстия. Просверлить отверстие

Шило, сверло, коловорот или дрель, верстак

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

Верстак, шлифовальная колодка

В маршрутных картах указывается только последовательность выполнения операций (табл. 7).

Таблица 7
Маршрутная карта изготовления разделочной доски

Практическая работа № 25
Составление простейшей технологической карты

Порядок выполнения работы

  1. Выберите одну из деталей изделия в вашем проекте.
  2. Внимательно изучите деталь, которую необходимо изготовить, или ее графическое изображение.
  3. Пользуясь таблицей 6, разработайте технологическую карту изготовления этой детали.
  4. Проверьте правильность составления технологической карты самостоятельно, после чего отдайте ее на проверку учителю.

Новые понятия

Этапы создания изделия, проектирование, заготовка, деталь, сборка, технологический процесс, операция, технологическая карта, маршрутная карта.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите этапы изготовления вашего проектного изделия из древесины.
  2. Чем отличается заготовка от детали?
  3. Для чего нужны технологические карты?
  4. Почему размеры заготовки больше размеров детали?

После того как сборочный чертёж изделия разработан и выполнена его деталировка (изготовлены чертежи всех деталей, входящих в изделие), переходят к следующей стадии технологического этапа работы над проектом: разработке технологической документации.

В качестве технологической документации применяют маршрутную карту, в которой указывается маршрут следования заготовок но операциям. В операционной карте содержится подробное описание технологической операции. В технологической карте - последовательность выполнения операций, их графическое изображение, а также перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции. То есть в технологической карте описывается технологический процесс изготовления детали или изделия. В учебных мастерских вы будете работать по технологическим картам.

Изготовление изделий из древесины начинают с внимательного изучения чертежей (эскизов) деталей. Затем подбирают заготовки соответствующих размеров, размечают контуры будущих деталей, обрабатывают заготовки с соблюдением чертёжных размеров, зачищают и отделывают готовые детали. Если изделие состоит из нескольких деталей, то перед окончательной отделкой их соединяют между собой.

В качестве примера в таблицах 2 и 3 приведены технологические карты изготовления деталей из древесины. Деталь, описанная в таблице 2, имеет призматическую форму (форму бруска), в таблице 3 - цилиндрическую и коническую форму.

Таблица 2

Технологическая карта.
Изготовление верхней планки (изделие «карандашница», см. рис. 6, г)





Таблица 3

Технологическая карта.
Изготовление изделия «кегля»



При составлении технологической карты не следует назначать большие припуски на обработку заготовки. Это ведёт к неоправданному расходу древесины, а её нужно использовать экономно.

Практическая работа № 6

Разработка технологической карты изготовления детали из древесины

  1. Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж детали из древесины или эскиз детали из своего творческого проекта.
  2. Разработайте технологическую карту изготовления этой детали.
  3. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления этой детали или детали проектного изделия, запишите их названия в рабочую тетрадь.

Составьте с помощью компьютера технологическую карту изготовления детали своего проектного изделия и заполните её.

Новые слова и понятия

Маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта.

Проверяем свои знания

  1. Что Такое деталировка?
  2. Что указывается в технологической карте?
  3. Из каких этапов состоит технологический процесс изготовления детали из древесины?
  4. Вспомните, какого специалиста называют технологом.

Данный сборник технологических карт по изготовлению поделок из древесины рассчитан на обучающихся второго года обучения, занимающихся по дополнительным образовательным программам области деревообработки. Возраст обучающихся 12-14 лет.

Сборник может быть использован в профессиональной деятельности педагогами дополнительного образования, учителями технологии, черчения и графики образовательных учреждений.

Источник:

Введение.

Использование технологических карт в учебном процессе.

В традиционной педагогике работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые предлагаются обучающимися в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. В настоящее время в практику дополнительного образования внедряются всё новые технологии и методики. Большинство новых технологий ориентировано на усовершенствование работы обучающихся по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Использование технологической карты на занятиях также способствует формированию умений обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать и систематизировать информацию. Использование технологической карты позволяет обучающимся более осознано подойти к изучению нового материала, оценить свои возможности для достижения поставленных целей и задач занятия, позволяет провести самооценку своих действий.

Технологическая карта - это одна из форм образовательного процесса, позволяющая сделать занятие более плодотворным. Использование инструкционных и технологических карт на занятии - один из приемов личностно-ориентированного обучения, позволяющего организовать самостоятельного освоения знаний обучающихся.

Что такое технологические карты и для чего они нужны

Представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы:
- Какого рода операции следует выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
- Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
- Каков конечный результат выполнения определенной операции?
- Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения операции?
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
- при высокой степени сложности выполняемых операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
- при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию объекта.
Надо сказать, что чаще всего технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели объектов

Технологические карты – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.

Работая над проектом, дети применяют технологические карты, и эти карты позволяют все этапы работы разложить по «полочкам»

Метод проекта в «связке» с технологической картой, позволяет детям творчески мыслить.

Содержание:

    Введение________________________________________________________3

    Технологическая карта на изготовление деталей « Солонка»____________ 5

    Технологическая карта на изготовление деталей «Табурет детский» _____ 10

    Технологическая карта на изготовление деталей «Полка подвесная»_____ 16

    Технологическая карта на изготовление деталей «Скамейка детская»____ 22

    Технологическая карта на изготовление деталей «Поставка»___________ 28

    Технологическая карта на изготовление деталей «Солонка 2»___________ 33

    Технологическая карта на изготовление деталей «Лопатка детская»______36

    Технологическая карта на изготовление деталей сувенир «Рукодельница»_40

    Технологическая карта на изготовление деталей «Подсвечник настенный»_46

    Технологическая карта на изготовление деталей «Доска разделочная»____ 55

Педагогическое обоснование урока:

На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.

Время урока: 90 минут

Цели урока :

обучающая :

  • научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
  • раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
  • реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;

развивающая :

  • развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
  • развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
  • развивать умение разбивать задачу на подзадачи;

воспитывающая :

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
  • воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам

Инструменты и оборудование:

  • верстак,
  • линейка,
  • циркуль,
  • альбомный лист,
  • карандаш

Наглядные пособия :

  • технологическая карта,
  • готовые изделия (табуретки разных конструкций),
  • заготовки деталей.

Форма обучения :

  • индивидуальная,
  • групповая

Краткий план урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

III. Объяснение новой темы.

IV. Практическая часть урока.

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока

Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)

Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат

II. Актуализация знаний

  1. Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов ).
  2. Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций )

III. Объяснение нового материала

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.

Демонстрация готовых изделий (табуреток)

А какую из табуреток Вы хотите изготовить?

Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.

IV. Практическая часть урока

Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

Обработать заготовки и на станке

фуговальный станок ФСШ-2

Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке

верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток

Разметка и установка заготовки на токарном станке

станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш

Вытачивание заготовки по размеру и форме

станок СТД-120М, шаблон, рейер, майзель

Шлифовка ножек табуретки

шлифовальная шкурка

Разметка и изготовление шиповых гнезд

Сверлильно-долбежный станок

Разметка, распиление, строгание вставок

Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник

Изготовление шипового соединения

Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож

Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)

Клей столярный, киянка

Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка

Сборка изделия

Верстак, клей столярный, нагель, киянка

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.

VI. Домашнее задание

Составить технологические карты на разные виды табуреток, указать их назначение (детские, кухонные, для работы, хозяйственных нужд и др.).

Данный урок разработан для выполнения работы по планированию и составлению технологической карты при выполнении творческого проекта, он является одним из самых сложных элементов проекта.

Технологическая последовательность операций разработана для художественного точения древесины на токарно – винторезном станке ТВ-4 с использованием данного типа станков, которые имеют ряд преимуществ перед токарными станками по дереву.

Преимущества токарно – винторезного станка ТВ-4 перед токарным станком по дереву ДИП:

  • Токарно – винторезный станок имеет комплект прямых и обратных кулачков, при помощи которых можно обрабатывать заготовку до 120 мм, устанавливая сначала обратные кулачки и проточив чистовую базу,

подперев заготовку центром задней бабки, затем устанавливаются прямые кулачки, подпирается центром задней бабки заготовка и производятся все последующие операции при помощи необходимого резца.

  • На данном типе станков возможна обработка древесины твёрдых пород, так как она имеет очень красивую природную текстуру древесины по сравнению с мягкими породами, обработку которых рекомендуют на токарных станках по дереву.
  • Резцы в токарно – винторезных станках закрепляются в резцедержателе и их подача к месту резания производится при помощи винтовых механизмов. Точнее при помощи продольной и поперечной подачи, что совершенно безопасно по сравнении с работой на токарных станках по дереву, где резцы держит руками ученик, соблюдая зазоры и другие условия обработки древесины.
  • При необходимости заготовку легко снять и снова поставить так как это необходимо для дальнейшей обработки.
  • В резцедержатель можно закрепить расточные резцы и любые другие приспособления для художественного точения.
  • Заднюю бабку используют для установки сверла, других режущих инструментов, а также для точения конуса 10- 12 градусов.
  • Если необходим конус определённой величины, то он делается при помощи верхнего поворотного круга.
  • Скорость вращения заготовки изменяется при помощи переключения рукоятки, что очень важно при чистовом точении и шлифовке.

Работа на данных станках гораздо безопасней и быстрее чем на токарных станках по дереву.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин составлен на 1 семестр, включает в себя максимальную нагрузку 113 часов, ...

Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»

Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежа­щих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...