Презентация на тему: «Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Практический материал по развитию зрительного восприятия Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях

Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!

Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

  1. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.

Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.

Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.

Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.

Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Например:

  • О как обруч. Захочу -По дороге покачу!

  • Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

— из каких элементов состоит буква;

— из скольких элементов состоит буква;

— как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Конструирование и реконструирование букв.

Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.

Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.

Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.

Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.

  1. Знакомство с объёмным вариантом буквы.

Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

  1. Развитие тактильного восприятия буквы.

Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.

Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.

  1. Закрепление (автоматизация) образа буквы.

Используются следующие приёмы:

— вырезание буквы ножницами;

— лепка буквы из пластилина;

-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.

  1. Знакомство с траекторией движений при написаний

буквы.

— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

— обведение буквы по трафарету;

— обведение буквы по контуру;

— запись буквы в воздухе;

— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

  1. Автоматизация звукобуквенных связей.

Предлагаются дидактические игры:

-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

— изобрази букву с помощью пальцев;

— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;

— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;

— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;

— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);

-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);

— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;

— узнавание буквы, изображённой пунктиром;

— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;

— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;

-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2

и максимум до 7-9 букв);

— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;

— узнавание правильно и неправильно написанных букв.

  1. Самостоятельное написание буквы.

Как быстрее научиться, нам читать?! Для этого мы с буквами можем даже поиграть. Можем их погладить, потрогать и даже помять лишь бы их по лучше запоминать!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Обучение грамоте

«Игры и упражнения, способствующие запоминанию младшими школьниками графического образа букв»


Выполнила:

Миронова К.Ю.

учитель начальных классов

В настоящее время учителям начальных классов при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

Выкладывание букв из палочек;

Выкладывание букв из шнурочков;

Выкладывание букв из мелких камушков;

Выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

Лепка буквы из пластилина;

Обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

Можно также предложить младшим школьникам выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке у ученика напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет учитель, на втором этапе ученик показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ученик.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (учитель или один из учеников) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?

На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:


Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией

Ванифатьева Н.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Соколова Л.А. – заведующий МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Слободенюк Е.В. – зам.зав. по ВМР МДОУ д/с № 36 «Якорек»
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут являться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексий и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовникова (1995), М.Е. Хватцев (1996) и другие, среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти.

У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи , может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным трудностям:

1 – более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;

2 – трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

3 – трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему схожеству;

4 – трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;

5 – испытывает сложности при нахождении всех различий в изображениях предметов;

6 – не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;

7 – запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

8 – трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;

9 – сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

6 – при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.

При печатании букв на занятиях или самостоятельно, дети могут не дописать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для него графического символа.

Исходя из перечисленных механизмов оптически грамотной письменной речи, можно определить направления коррекционно-профилактической работы.

Коррекционно-профилактическую работу целесообразно разделить на два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В этот период ведущая роль отводится воспитателю. На своих занятиях воспитатель проводит упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Закрепление данных умений проводится воспитателем и родителями. Воспитатель закрепляет эти умения на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а родители, уточняют эти навыки дома с детьми по домашним тетрадям логопеда.

Содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с речевой патологией:
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Были составлены наглядные материалы по лексическим темам. По каждой теме, изображения систематизировались в следующем порядке:

Цветное изображение предметов;

Силуэтное изображение;

Контурное изображение;

Пунктирное изображение;

Недорисованное изображение;

Наложенные изображения друг на друга.

Эти журналы могут использоваться на занятиях воспитателя по развитию речи, логопедических занятиях и индивидуальных.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование временных ориентировок и представлений.

6. Развитие зрительно-моторной координации.

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.

Этапы работы:

1. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых букв.

Направления работы:

1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.

2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.

3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.

4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.

5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.

6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.

7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.

8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.

9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.

10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.

11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.

12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.

13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.

Кроме того, предлагается перечень стихов, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. Стихи рекомендовано использовать на этапе знакомства с буквой для формирования обобщенных представлений о графическом знаке.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп.

Разработанный наглядный материал по формированию каждого из перечисленного направления, систематизирован от простого к сложному.

На каждом графическом материале возможны варианты различных заданий. Последовательность букв соответствует требованиям программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».

При оформлении наглядного материала учитывалась его доступность восприятию детей, эстетичность, возможность многопланового использования.

Задание № 1. «Нахождение букв, среди не буквенных изображений».
Материал: (графический материал листы № 1-7).

Возможные инструкции:

Посмотри и найди среди знаков букву (листы № 1-2).

Посмотри и найди среди знаков буквы (листы № 3-7).

Назови эту букву.

Найди эти буквы среди букв алфавита.

Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. «Узнавание букв, написанных стилизованно».
Материал: (графический материал листы № 8-21).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 8-19).

Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.

- Покажи все буквы , похожие на (логопед указывает на необходимую букву) (листы № 13-16).

Посмотри и назови, на какую букву похоже это пунктирное изображение (листы № 17-19).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Найди одинаково изображенные буквы, но отличающиеся по величине. Назови эти буквы (листы № 20-21).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображение: (листы № 8-15).

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-15).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Посмотри и назови пунктирные изображения: (листы № 17-19).

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-10).

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 3. «Узнавание букв, начертанных разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 22-34).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 22-34).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой это изображение буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву:

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эту букву, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. «Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 35-39).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.

Составь слово из букв разрезной азбуки.

Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. «Нахождение букв в сюжетных изображениях».
Материал: (графический материал листы № 40-53).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках (листы № 40-48).

Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались «на дне моря»? (Л, М, Н, Р) (лист № 49).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в « лесной чаще»? (Х, Ц, Ч, Щ) (лист № 50).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в «пещере»? (Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ш, Ж) (лист № 51).

Посмотри, найди и назови все буквы, которые ты увидел на картинке? (листы № 52-53).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. «Узнавание пунктирно изображенных букв».
Материал: (графический материал листы № 54-59).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).

Посмотри и назови буквы:

В первой строчке листы № 56-59

Во второй строчке

В третьей строчке. листы № 54-55

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 7. «Узнавание букв в условиях графического зашумления».
Материал: (графический материал листы № 60-80).

Возможные инструкции:

Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?

Назови эту букву. Найди, среди букв разрезной азбуки.

Покажи, где спряталась буква … ((А) логопед называет определенную букву, постепенно увеличивая число букв).

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какие буквы спрятались:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какая буква спряталась:

В верхнем левом углу

В нижнем левом углу

В верхнем правом углу

В нижнем правом углу.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. «Узнавание букв перевернутых в пространстве».
Материал: (графический материал листы № 81-88).

Возможные инструкции:

Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. «Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов».
Материал: (графический материал листы № 89-92).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?

Найди буквы в картинках:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. «Узнавание букв в условиях наложения».
Материал: (графический материал листы № 93-119).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь (листы № 93-102).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, буквы соединились , имеют 1 общий элемент.

Разъедини их (листы № 103-110).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, буквы соединились, имеют 2 общих элемента.

Разъедини их (листы № 111-115).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, много букв соединились (листы № 116-119).

Помоги разъединить их.

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).

Назови буквы по строчкам.

Назови буквы по столбикам (листы № 111-119).

Задание № 11. «Узнавание недописанных букв».
Материал: (графический материал листы № 120-146).

Возможные инструкции:

Посмотри, здесь одна и та же буква недописана (листы № 120-133).

Узнай, какая это буква.

Найди её, среди букв разрезной азбуки.

Допиши букву.

Посмотри, какая буква недописана (листы № 120-133).

Сложи её из элементов (по усмотрению логопеда, если ребенок затрудняется) + описание пространственного положения элементов букв. Назови элементы буквы. Как они (элементы) расположены в пространстве.

Допиши буквы в словах и прочитай получившиеся слова (листы № 134-135).

Составь эти слова из букв разрезной азбуки и прочитай их.

Посмотри, половина буквы закрыта белым листом (листы № 136-146).

Подумай и назови всю букву.

Найди эту букву, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву: (листы № 120-133).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Найди её, среди букв алфавита.

Посмотри и назови буквы: (листы № 136-146).

В первом столбике

Во втором столбике

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 12. «Дифференциация оптически сходных букв».
Материал: (графический материал листы № 147-149).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы парами.

Найди каждую букву, среди букв алфавита.

Выложи из букв разрезной азбуки такую же.

Последовательность букв.

Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.

Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Прочитай буквы парами:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Прочитай буквы парами:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.

Прочитай пару букв:

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 13. «Узнавание правильно и неправильно написанных букв».
Материал: (графический материал листы № 150-152).

Возможные инструкции:

Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.

Закрой фишками все неправильно написанные буквы.

Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.

Назови все правильно написанные буквы.

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Покажи и назови все правильно написанные буквы:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.
Задание № 14. «Конструирование и реконструирование букв из элементов».
Материал: (4 конверта с элементами букв).

Возможные инструкции:

Из этих элементов можно сложить буквы: Б В З Р Ф Ъ Ы Ь Я (конверт № 1).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: А Д Ж К Л Х У Ч (конверт № 2).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Из этих элементов можно сложить буквы: О С Э Ю (конверт № 3).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: Е Ё И Й М Н П Т Ш Щ Ц (конверт № 4).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Сложи из элементов букву (логопед называет определенные буквы).

Сделать из одной буквы другую:


Б - В

Б - Ы

К - Ж

Щ - Ц

Ш - Щ

Г - Б

Р - В

Т - П

Ы - Я

Г - П

Б - Ь

З - В

П - Н

Л - Д

Ц - П

Б - Ъ

Ф - Р

Н - И

С - Э

Ж - Х

Задание № 15. «Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение».
Материал: (графический материал листы № 153-160).

Возможные инструкции:

Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).

Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
Использованная литература
1. Альманах «Почитайка».

2. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. – М.: «Грамотей», 2002.

3. Волина В.В. Праздник букваря. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1996. – 384 с.

4. Журнал «Веселые картинки».

5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1988.

6. Игралочка.

7. Ковшиков В.А. Стихи про печатные и рукописные буквы.

8. Куликовская Т.А. Мастерская букв. – М.: ООО «Издательство ГНОМ «Д», 1997.

9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.

11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН.

Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.

При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:

Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.

«Волшебный квадрат»

В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:

1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.

Диктанты для рисования орнаментов и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.

Найти недостающие элементы буквы.

Какая буква «сломалась»?

Нахождение букв в геометрических фигурах.

Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.

Предъявление букв разного шрифта.

Печатные, прописные, строчные, стилизованные.

Демонстрация букв в разном положении.

Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.

Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.

Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное казённое образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья п.светлополянск Верхнекамского района Кировской области Сборник практических заданий и упражнений на развитие зрительного восприятия младших школьников. Педагог психолог МКОУС(К)ОШИ VIII вида п.светлополянск Медведева Елена Витальевна 2011 год 1

2 1.Аннотация Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. В сборнике представлены упражнения для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Сборник может быть полезен педагогам психологам, учителям, родителям. 2

3 2.Введение В настоящее время в условиях обновления современного образования огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего, на развитие способностей учащихся. Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая. Развитие зрительного восприятия младших школьников одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [Меликян З.А.]. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения. Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности. Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы геометрические фигуры, величины метрическая система мер [Венгер Л.А.] 3

4 Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала. Задача психолога - помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для успешного развития. 4

5 3. Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников РАЗДЕЛ 1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ, НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ 1.1 «Отгадай фигуру» Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан? 1.2 «Воспроизведение геометрических фигур» Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать. 1.3 «Покажи дорожку» Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты). 1.4 Упражнение "Геометрические фигуры" Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур (Приложение 1, рис.1) Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д. 1.5 Игра " Что в свертке". Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. 1.6 Игра "Развиваем наблюдательность" Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного 5

6 цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы. 1.7 Упражнение "Дорисуй фигуры" Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. 1.8 «Срисовывание по клеточкам» Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал. 1.9 «От маленького к большому» Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому «Сравни по длине, ширине, высоте» Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение «Назови, сколько...» Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников (Приложение 1, рис.2) 6

7 РАЗДЕЛ 2. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ 2.1 Соотнесение объектов по цвету: «Звёзды» Материал: карточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством детей, цветные фишки разных цветов (Приложение 2, рис. 1) Ребенку дается карточка и цветные фишки. «Рассмотри карточку, там изображены цветные звездочки это «домики» для фишек. Поставь каждую фишку в свой домик, назови цвет». 2.2 Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик» Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно красный, красный, светло красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому». (Приложение 2, рис. 2) 2.3 «Гусеница» Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. (Приложение 2, рис.3) Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному. 2.4 «Знаковая таблица» Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время. 2.5 Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены. 2.6 «Одинаковые буквы» Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний: различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру; различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например: 7

8 РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С НАЛОЖЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ И ЗАШУМЛЕНИЕМ 3.1. «Наложенные изображения» Ребенку предъявляют 3 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. 3.2 «Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения. 3.3 Зашумленные изображения» Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать (Приложение 3, рис.1) 3.4 «Кто больше увидит» Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть. (Приложение 3, рис. 2) 3.5 Найди рыбу, волка, лошадь, улитку, мышь, клоуна, молящегося человека (Приложение 3, рис.3) 3.6 Перечисли все инструменты, изображённые на картинке (Приложение 3, рис.4) 8

9 РАЗДЕЛ 4. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ГРУППИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО ФОРМЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ ИЗ ЦЕЛОГО, СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТИ 4.1 «Собери картинку» Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы. 4.2 «Выложи из палочек» Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек. 1-ый уровень сложности узоры в одну строчку, 2-ой уровень сложности простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек, 3-ий уровень сложности более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек 4.3 «Собери фигуры» Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа: 4.4 «Разрезанные изображения» Предъявляют части 2 3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения. Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями). 4.5 Складывание картинки из пазлов. 9

10 РАЗДЕЛ 5. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА 5.1 «Что, где было? И что изменилось?» Задание показать и назвать, что или кто находится над под, выше ниже, за перед, справа слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось. 5.2 «Кто (что) где?» Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше ниже, ближе дальше, справа слева 5.3 «Нарисуй фигуры» Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно. 5.4 «Шкафчик» Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками. На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через мин ребенку предлагают ее найти. Варианты: прятать одновременно 2 3 игрушки; найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку. 5.5 «Спички» Оборудование: коробок спичек. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. 5.6 Внимательно слушай и рисуй. Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.). 5.7 Игра «Измеряем на глазок» Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу. 10

11 РАЗДЕЛ 6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 6.1 Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. - Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.1) 6.2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. - Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.2) 6.3 Поиск отличий в сходных изображениях. - Найди отличия в этих рисунках (Приложение 4, рис.3) 6.4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (Приложение 4, рис. 4) - Что не нарисовал художник? 6.5 «Найди заплатку» Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике. 6.6 Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. 6.7 «Кукольный театр» Водящий встаёт за ширму или занавес и на одну секунду показывает из ширмы какой-нибудь предмет или куклу стоящим по другую сторону детям. Играющие должны описать увиденный предмет. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактикуются. 6.8 «Фотограф» Детям предлагается войти в комнату и быстро осмотреть ее обстановку, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, размера комнаты, высоты, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, игрушек и т. д. Затем ребята выходят из комнаты и описывают увиденное. Далее сравнивают описание с оригиналом. 11

12 РАЗДЕЛ 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 7.1 «Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось. 7.2 «Найди ошибку» Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку. 7.3 «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства. 7.4 «Парные изображения» Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5 7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. Варианты: используются парные игрушки; предъявляют предмет и его изображение. 7.5 «Незаконченные изображения» Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение. 7.6 «Точечные изображения» Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их. 12

13 7.7 «Перевернутые изображения» Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180. Требуется назвать их (Приложение 5, рис.1) 7.8 «Запомни и нарисуй» Ребенку предлагают запомнить ряд из 4 6 предметов, а затем схематично нарисовать их. 7.9 «Буковки» Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): все буквы И; все гласные; одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П «Найди букву» В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя все буквы Н, под буквой О поставить точку Игра "Самые наблюдательные". Дети делятся на две команды. Ведущий к доске прикрепляется две репродукции картин (для каждой из команд). В течение 5 минут ребята рассматривают репродукции, каждая команда свою, стараясь запомнить детали. Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды. Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве вопросов команды договариваются заранее. Какая команда отвечает более полно на все вопросы, та и побеждает в этой игре Игра «Нелепицы» Оборудование: картинки с ошибками. Задание детям: найди ошибки, которые допустил художник на картине Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок. 13

14 7.14 Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других. Найди точно такую же группу букв среди остальных (Приложение 5, рис.2) 7.15 Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта. - Какие буквы написаны? Сколько их? (Приложение 5, рис.3) 7.16 Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе. - Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? (Приложение 5, рисунок 4) 7.17 «Коробочка считает» Для выполнения задания необходимо изготовить коробочку из двух отделов, перегородка в которой должна быть ниже уровня края коробки. Положить на дно 10 горошин (пуговиц), закрыть крышкой. Когда коробочка закрыта, ученик встряхивает ее, затем открывает и смотрит как распределились горошины в обеих половинках (1 и 9, 3 и 7, 5 и 5, и т. п.). Затем он должен по памяти зарисовать расположение горошин, ставя вместо них кружочки и соответствующие числа, определяющие количество горошин в каждой части «Что пропущено?» Учащиеся выполняют задание в парах. У каждого набор карточек с числами (например, от 1 до 10 или от 10 до 20 и т.д.) Один берет из своего набора 4-5 любых карточек и раскладывает их перед соседом с определенным интервалом, Например, Другой ученик из своего набора карточек должен взять карточки с необходимыми числами и положить их на соответствующие места. Затем играющие меняются местами «Слово в слове» 7.20 Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др «Расколдуй слово» (гамазин магазин, чекали качели) «Составь слово» Ребёнку предлагается набор букв, из них необходимо составить несколько слов. Варианты: предлагается длинное слово, из букв этого слова надо составить другие слова. 14

15 Список литературы 1. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. М.: Просвещение, Григорьева Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение. Физиология человека Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, с. 4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Питер, Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д., Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965 г. 7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Питер,

16 Оглавление 1. Аннотация Введение Игры и упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников Раздел 1. Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине Раздел 2. Упражнения на развитие цветовосприятия Раздел 3. Работа с наложенным изображение и зашумлением Раздел 4. Упражнения на умение группировать предметы по форме, выделения целого из части, составление части из целого Раздел 5. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов, развитие глазомера Раздел 6. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа Раздел 7. Дидактические игры Заключение Список литературы Оглавление Приложения 16

17 Приложение 1 Рисунок 1 Рисунок 2 17

18 Приложение 2 Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 18

19 Приложение 3 Рисунок 1 19

20 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 20

21 Приложение 4 Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 21

22 22 Рисунок 4

23 Приложение 5 Рисунок 1 Рисунок 2 23

24 Рисунок 3 Рисунок 4 24

25 . 25

26 26


Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

«Влияние игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» Воспитатели: Козлова Е.В Марунич Н.М. В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности ребенка Психическое развитие дошкольника

Аннотация к рабочей программе «Формирование элементарных математических представлений» Возраст детей 5-6 лет. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания,

Основные геометрические фигуры и понятия, навыки рисования геометрических объектов, логические задачи, развитие пространственного воображения Уважаемые родители и педагоги! Предлагаем вашему вниманию книгу

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Пояснительная записка Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Картотека игр по лего-конструированию (составила воспитатель МБДОУ 45 Звездина Е.В.) «Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: Посмотрите и скажите, какая

Пояснительная записка В соответствии с Законом РФ Об образовании, Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 200 г., ведущей функцией системы дополнительного образования детей является

Артикул 21007 Развивающая игра "ТопоЛого Гео" Описание: Развивающая игра «ТопоЛого Гео» позволит ребенку увидеть трехмерность обычных геометрических форм. Воссоздание рисунков идентичных рисункам на карточках

Семинар практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Дисграфия частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью

Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год период действия маршрута Ф.И.О. ребенка: Огурцов Александр Иванович Группа: подготовительная группа 9 комбинированного вида Дата рождения

СЕНТЯБРЬ понедельник вторник среда четверг пятница 1 неделя «Встреча с Гномиком» - развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела. восприятия и внимания.(тема на несколько

Занятие 1 2, стр. 1. 1, стр. 1. Бланк 1 «Найди закономерность». 2, стр. 1. Задание 1: перенеси каждую фигуру на новое место. Занятие 2 2, стр. 2. 1, стр. 2. 2, стр. 2. Задание 1: дорисуй у каждой ѐлки

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2, г. Татарска Консультация на тему: «Как научить образовывать и преобразовывать геометрические фигуры» Подготовила: воспитатель

Диагностика зрительно-пространственных функций у младших школьников Для того чтобы вовремя определить нарушения письма, необходима дифференциальная диагностика зрительно-пространственных функций. Сложность

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА Подготовила: Кузнецова К.В.воспитатель ГБДОУ 82 Приморского района г. Санкт-Петербурга Зачастую родители жалуются на плохую память детей. Как улучшить

Советы родителям Сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада отводится довольно много времени, хотя казалось бы зачем? Ведь уже с рождения ребенок обладает способностью

Задание: Рассмотри изображения и попробуй объединить их в группы по самому главному признаку. Задание: Найди и раскрась предметы, нарисованные в клетках. Задание: Составь как можно больше групп их этих

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости

Дидактические игры для развития творческого воображения 1. Дидактическая игра «Пифагор» («Мозаика»). 2. Необходимо сложить из отдельных элементов (геометрических фигур, сделанных, например, из бумаги,

Методика 1 «Мотивационная готовность ребенка к школе» Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку,

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Развивающие игры» (программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет, срок реализации 4 года) Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуальнотворческого

Критерии результативности I.Формирование сенсорных эталонов: 1.Цвет I.Формирование сенсорных эталонов: 2.Форма Система оценивания планируемых результатов Параметры оценивания Период оценивания Инструментарий

Протокол обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей Учащегося (-йся) Класс Возраст: Дата проведения: 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого,

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к

«Мой ребёнок будущий первоклассник. Как подготовить ребёнка к школе» Подготовила: педагог-психолог Лебабина О.В. «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит

Календарно тематическое планирование по коррекционному курсу «Охрана остаточного зрения и развития зрительного восприятия» Тема занятия Количество часов Планируемый результат Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 325 компенсирующего вида» 630075г. Новосибирск, ул. Народная, 16, e-mail: [email protected], тел: 276-30-59

МКДОУ БАЙКАЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 6 «РЯБИНУШКА«ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 «Снежинка Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Составитель:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Предшкольная подготовка Дорогие родители! Программа подготовки к школе поможет Вашему ребенку быть готовым к обучению в начальной школе. Добро пожаловать на наши занятия по подготовке ребёнка к школе!

Аннотация к рабочей программе «Формирование элементарных математических навыков». Возраст детей 6-7 лет. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего

ПОЧЕМУ ОПЯТЬ ДВОЙКА? Причина 1 Существует немало причин, снижающих успеваемость по русскому языку и чтению. Трудности чаще всего недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ Любимова М.М. 1. СЛОЖИ (разрезная картинка) Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление

Шишкина Маргарита Юрьевна, учитель дефектолог, КОУ «Калачинская адаптивная школа интернат» город Калачинск, Омская область ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков*.а. Степанова НИЗВСТН ИЗВСТНМ Наложенные изображения Ïðîñëåæèâàíèå âçîðîì íàëîæåííûõ ëèíèé,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа коррекционного курса по «Развитию зрительного восприятия» составлена на основе: 1. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ 2. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие

Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В. ГРУППА «Бусинки» «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает

«Использование дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений» (подписи к презентации) 2 слайд «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 256» Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет» Подготовила: воспитатель Тарасова

Картотека дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Фендрикова Е.Л. «Танграм» Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Познавательное развитие Кружок «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Психологическая готовность к школьному обучению это необходимый достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы

Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего Составила: Сабитова В.Т. 2018 год Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом

Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 25 г. Липецка Тема: «Развитие графических навыков у дошкольников» Липецк Цели: 1. Развитие внимания к речи воспитателя.

ГКУ ВО «Покровский детский дом» Из опыта работы учителя- логопеда высшей квалификационной категории: Кирилловой Натальи Ивановны Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать