Бюджетирование в «1С:ERP. Бюджетирование Бюджетирование в 1с erp

4. Настройка мастер-бюджетов

4.1 БДДС

Настройку мастер бюджетов начнем с расчета БДДС. Займемся этим бюджетом в первую очередь, так как в нашей модели пока никак не учитываются оплаты. Т.е. все бюджеты составлялись по начислениям.

Вспомним условия задачи, которые определяют – как следует планировать предоплата, постоплату; по поставщикам, по покупателям.

  • Закупка номенклатуры осуществляется в кредит с отсрочкой 60 дней. Продажа оборудования «с монтажем» осуществляется с отсрочкой платежа на 1 месяц. Все остальные виды номенклатуры (услуги монтажа, панели, прочее) – осуществляется по предоплате.
Таким образом, мы будет выделять суммы по предоплате и постоплаты. И при этом, расчет самих сумм предоплаты и постоплаты будет основан уже сформированных бюджетах.

Т.е. при настойке формул расчета будем брать суммы из бюджетов (в части начисления дебиторки / кредиторки), и при этом смещения (в месяцах) между этими начислениями и их оплатой.

Итак, настроим структуру БДДС.

Создадим в нем группы «Приход» и «Расход». Включим в эти группы показатели сумм поступлений и выплат. Так же введем показатели итогов по группам.

Показатель Кон. Остаток будет рассчитан по формуле (по связанным ячейкам):

Кон. Остаток = Нач. Остаток + Итого приход – Итого расход.

Обратим внимание на настройку формулы получения данных дня показателя Нач. остаток.

Нач. Остаток = Кон. Остаток (полученным со смещение на месяц назад!)

Т.е в качестве источника для получения начального (входящего) остатка используем тот же самый вид отчета (БДДС), но со сдвигом по периоду на месяц назад.

Для иллюстрации того, как отработает сводная таблица, приведем рисунок.

  • По каждому подпериоду (месяц) периода формирование бюджета (год) произойдет вычисление показателей БДДС. При этом после расчета кон. Остатка предыдущего месяца, полученный результат (смещение минус месяц) будут использован как источник для расчета нач. остатка текущего месяца. И так далее, до конца периода формирования бюджета (года).
Следует понимать, что чем больше формул и связанных показателей, а также чем шире период бюджета, то тем более длительным будет процесс расчета показателей в сводной таблице.

При расчете мастер-бюджетов такое время может получаться значительным.

Важно понимать, каким образом ввести входящий остаток для БДДС (аналогичная ситуация будет и по всем показателям активов и пассивов).

Входящий остаток заполним по фактическим данным (сальдо 51 счета на начало периода планирования). Т.е мы должны взять сальдо на конец 31.12.2016.

Обеспечим автоматическое заполнение показателя «Конечный остаток». Для этого, добавим новое правило расчета «Ввод входящих остатков Д/С» и выберем его.

Для его заполнения настроим такую формулу:

В качестве источника будет выступать регистр бухгалтерии. Сальдо конечное по Дт. 51 счета на конец декабря 2016 года.

При настройке источников (для расчета оплат по соответствующим начислениям) обратим внимание на то, как использовать смещение по периодам.

Например, если нам нужно для БДДС запланировать суммы выплаты з/п фот фикс, то для формулы расчеты, в качестве источника мы укажем источник (бюджет начисления з/п) со сдвигом один месяц. Т.е. начисления в этом месяце, а оплата (как обычно) в следующем.

Аналогичный подход будет и при настройки сдвига по периодом между начислениями и оплатами поставщикам и покупателям.

На данный момент все необходимые настройки для формирования БДДС мы сделали. Но перед тем как закончить настройку БДДС, сделаем одно небольшое усложнение задачи.

Таким образом мы познакомимся еще с одним полезным механизмом настройки источников данных. А именно, использование встроенного языка для установки параметров для источников данных.

Нужно отменить, что такие вещи как получение нарастающего итога, итога за весь интервал данных в 1С: ERP уже заложено сразу. А вот в 1С:УХ такое реализовать возможно, но для этого придется настроить алгоритм на встроенном языке. Делается это в режиме предприятия. Посмотрим, как это можно сделать.

Добавим еще один показатель в бюджет (Начисленно по закупке) и настроим для него источник данных. Обратим внимание на настройку параметра отбора (период отчета) .

Укажем, что в качестве отбора у нас будет выступать «функция на встроенном языке (будет возвращать список значений)»

Поясним, что требуется реализовать. Например, если текущая группировка по периоду это сентябрь, то функция должны вернуть список значений периодов с начала года. Т.е январь, февраль, март и т.д. до сентября включительно.

Таким образом, мы сможем в сводной таблице получать закупки, нарастающим итогом, с начала года.

Итак, кликнет в поле «Уточнение отбора» и перейдем составлению алгоритма на встроенном языке:




Поясним алгоритм. При написания любых алгоритмов здесь на входе предопределенная переменная ЭтотОбъект. Эта переменная содержит все параметры текущего отчета в периоде.

А именно, текущий период, организацию, сценарий и т.д.

Выходным значением всегда является предопределенное значение – ЗначениеПараметра.

Сюда нужно вернуть либо одиночное значение, либо список значений.

В нашем алгоритме, мы собираем в список значений все периоды (месяцы) с начала года и до текущего периода включительно.

Итак, все готово для расчета БДДС.

Выполним все действия последовательно.

  • Введем остаток по БДДС на коней декабря 2017.
Для этого, сначала откроем период – декабрь 2017 по сценарию МСК План оптимистический.

Затем, введем остатки на конец декабря 2017.
Здесь и далее, при вводе остатков удобнее (традиционно) использовать не сводную таблицу, а явно формировать вводить документы «Экземпляр отчета».

Так и поступим. Введем экземпляр отчета (перейдем в раздел «Планирование и контроль/Экземпляры отчета/Создать»)

В качестве правила обработки выберем – «Факт (..»

Заполнение выполним по указанному правилу расчета.

Аналогично поступим и со сценарием факт. Откроем период – декабрь 2016 по сценарию факт, и после введем по этому сценарию экземпляр отчета. Заполним его по правилу факта.

И вот, наконец, рассчитаем БДДС.

Видим, что остатки на начало равны остаткам на конец предыдущего месяца; суммы закупок у поставщика выводятся нарастающим итого с начала года.

После этого введем БДДС по сценарию факт за январь 2017 года. Для этого, предварительно откроем период январь 2017 года по сценарию факт.

Заполним бюджет по сценарию факт. Получим такой бюджет :

4.2 БДР

Процесс настройки БДР будет проще, чем БДДС. Так как остатков в данном бюджете выводить не нужно.

Суть того что предстоит нам сделать, это выявить все обороты по Кт 90 счета (и собрать их в раздел доходы) и все обороты по Дт 90 счета (и собрать их в раздел доходы).

Здесь (и для формирования ББЛ также) важно понимать, что у нас одни и те же обороты могут присутствовать в разных бюджетах. Например, начисленная зарплата ФОТ у нас присутствует как в бюджете ФОТ, так и в бюджете административных расходов.

Поэтому, и для БДР, и для ББЛ нужно не запутаться и учесть (при составлении формул расчетов и источников) эти обороты один раз.

Итак, перейдем к структуре бюджета БДР. Структура будет такой :

При настройки формул для планового сценария (правила расчета) каких либо особенностей нет. Здесь необходимо брать суммы начислений из соответствующих операционных бюджетов.

А вот для настройки для фактического сценария (такое правило также нужно отдельно добавить и настроить) особенности будут. И то касается настройки для суммы списания себестоимости.

Здесь суть в том, что суммы списания себестоимости никак не транслированы в подсистему бюджетирования. Например, выручка от продаж транслирована, создан соответствующий документ «Отражения факт. данных» и сформированы обороты в регистр Бюджет доходов и расходов (и эти обороты и следует получить как источник данных в формулу заполнения бюджета), для списания/поступления д/с так же сформированы документы отражения факта и также сформированы движения в регистр Бюджет движения денежных средств.

А вот списание себестоимости – никак не транслировано. Поэтому, мы поступим так. Для заполнения факта в бюджете мы будет брать бухгалтерские обороты Дт90.2 Кт 41.

Т.е. создадим источник данных, нацеленный на обороты по бух. счетам.

И здесь есть нюанс. Дату конца придется получить через настройку функции на встроенном языке.

Здесь дело будет в том, что дату конца для бух. оборотов нам нужно будет получить с указанием времени конца месяца. Т.е. например, не 31.01.2016 00:00:00, а 31.01.2016 23:59:59.

Для этой задачи и применим функцию на встроенном языке. Функция будет очень простой :

И наконец, покажем, как получаются факт. данные из регистров бюджетирования:

Здесь всегда важно не забывать про настройку отборов по статьям движения доходов расходов, статьям движения денежных средств, статьям движения ресурсов.

Теперь откроем сводную таблицу и заполним бюджет БДР:

  • и по фактическому сценарию (за период январь 2017)

4.3 ББЛ (бюджет балансового листа)

Теперь, перейдем к процессу расчета ББЛ (другое его название – прогнозный баланс).

Его расчет в программе 1С:УХ является пожалуй наиболее трудоемким и кропотливым занятием (по сравнению с предыдущими мастер бюджетами).

Основная сложность здесь кроется в том, что нам придется каждую сумму из ББР, БДДС, и так же часть сумм из операционных бюджетов (то, что не относится к 51 и 90 счетам) отразить в ББЛ по принципу двойной записи. Т.е. и по дебету, и по кредиту.

Т.е нужно ничего не забыть, ни где не ошибиться. А иначе, баланс у нас не сойдется. L

Уместно здесь заметить, что в 1С:ERP процесс получения ББЛ будет значительно проще. Т.е если в 1С: ERP правильно настроена связь статьей бюджетирования и показателей, то баланс сойдется автоматически. И при построении ББЛ обеспечивать (настраивать) «двойную запись» уже не придется.

А 1С:УХ «двойную запись» придется «обеспечивать в ручном режиме».

Так же в ББЛ, как и в БДДС, будут входящие остатки и остатки на конец периода. Настройки формул и способы заполнения входящих остатков (по факту, т.е. по сальдо бух. счетов) будут аналогичны тому, как это мы делали для БДДС.

Поэтому, отдельно останавливаться на настройки правил ввод нач. остатков мы не станем.

Отдельно, обратим внимание только на то, что суммы в пассиве (например, Нач. остаток по 60 или Нач. остаток по 90 счету) нужно ввести в бюджет со знаком «минус». Про «минус» очень важно не забыть, а иначе баланс у нас не сойдется.

Перейдем к структуре бюджета ББЛ. Традиционно этот бюджет будет состоять из групп: Активы и Пассивы.

В качестве показателей будут начальный остаток, приход, расход, конечный остаток по счетам активов и пассивов (введем с таблицу такие строки, подчиним их группировкам активы и пассивы).

Принципы настройки получения начальных (входящих) остатков, а также расчета конечного остатка (формулы) – все это будет аналогично тому, как мы это настраивали для БДДС.

Поэтому, останавливаться на этом мы не будем.

Обратим внимание на следующее:

  • Все данные по 51 счета (и нач. остаток, и приход, и расход) – будет получать из бюджета БДДС;
  • Расход 90 счета будем получать из БДР – из показателя итого доходы;
  • Приход 90 счета будем получать из БДР – из показателя итого расходы;
  • Все остальные обороты (приход и расход) будет получать из соответствующих операционных бюджетов;
И еще, для проверки (создадим отдельную группу – Проверка) добавим два показателя (тип булево):
  • Показатель «Автоматическая проверка» будет заполнятся автоматически. Пропишем для него соответствующую формулу (будем обращаться к показателям бюджета, через предопределенную переменную Показатели);
  • Показатель «Бюджет подтверждаю» будет вручную устанавливать пользователь. Этот показатель будем использовать в экземпляре отчета, при вводе нач. остатков по счетам активов и пассивов.

Итак, выполним расчет ББЛ :

  • Сначала заполним экземпляры отчетов (по плановому и по факт. сценарию) на конец декабря 2016 года.
Видим, что выполнена проверка равенства активов и пассивов.

  • Затем, рассчитаем сводную таблицу по плановому сценарию, за период январь 2017-декабрь 2017.
Видим, что баланс сходится .


  • И наконец, рассчитаем баланс за январь 2017 года по сценарию факт.
Убедимся, что остатки в бюджете совпадают с остатками на конец января 2017 по соответствующим бухгалтерским счетам.

Ну что же, самая трудоемкая часть задачи - решена! Мастер-бюджеты рассчитаны.

На данным момент, мы уже решили большую часть подзадач нашей комплексной задачи, соответствующей уровню 1С:Специалиста-консультанта по бюджетированию.

Впереди осталось всего-то 3 раздела. Перейдем к подзадачам построения план-факта, утверждения бюджетов и настройки доп. отчетов.

«1C:ERP» – многофункциональная система, которая позволяет автоматизировать деятельность предприятий из различных отраслей. С ее помощью можно контролировать и анализировать работу отдельного сотрудника, отдела и всей компании сразу, чтобы принимать правильные управленческие решения.

Их эффективность во многом зависит от планирования и учета доходов и расходов, план-фактного анализа исполнения бюджета. Иными словами, от бюджетирования – одной из подсистем «1C:ERP».

Она позволяет комплексно подойти к анализу финансовых результатов предприятия, контролировать расходы и отклонения фактических данных от плановых. С ее помощью можно создавать модели бюджетирования, благодаря которым возможно улучшить финансовые показатели компании.

Формирование структуры бюджетов

В подсистем «1C:ERP» можно создавать структуру бюджетов. Она состоит из статей и показателей. Статьи – это виды деятельности, которые влияют на показатели. Их можно выбрать в подсистеме «1C:ERP».

Таким образом, в структуре бюджета можно указать виды аналитик, единицу измерения и валюту.

Влияние статей на показатели

В «1C:ERP» возможно проследить влияние статей на показатели бюджетов. Для этого следует выбрать вид и коэффициент влияния.

Вид бюджета

«1C:ERP» позволяет создавать вид бюджета. Он может быть представлен в различных типах таблиц.

В таблицах следует указывать статьи бюджетов, финансовые показатели и нефинансовые – это доля на рынке, количество магазинов, степень удовлетворенности клиентов и т. д.

Создание экземпляра бюджета

Из вида бюджета можно сформировать его экземпляр.

В экземпляре возможно выбрать вид бюджета, сценарий, период, указать вид аналитик.

Плановые данные

Они вводятся в ячейки экземпляра бюджета. Там же их можно корректировать. Плановые данные могут вводиться с учетом любой валюты.

Фактические данные

По каждому показателю бюджета возможно настроить несколько правил получения фактических данных. В таких случаях полученная информация по ним будет суммироваться в отчетах.

Моделирование бюджетирования

В «1C:ERP» можно создавать модели бюджетирования, то есть формировать бюджеты как по отделам, так и по компании в целом. Такие модели нужны, чтобы составлять план подготовки бюджетов и настраивать периодичность этапов этого процесса.

План подготовки бюджетов

Он состоит из этапов и шагов. На этапе следует настроить расписание выполнение задач. Шаги – это и есть задачи.

В шагах бюджетных процессов нужно указывать задачи и их исполнителей. В шагах также находится информация по длительности выполнения задач, виду бюджета, указывается сценарий.

Контролирование бюджетного процесса

Подсистема «1C:ERP» помогает контролировать выполнение бюджетного процесса. Она показывает время, которое было потрачено на выполнение задач. Это позволяет сравнить реально потраченное время на реализацию задач с плановым. Кроме того, «1C:ERP» отображает прогнозируемые сроки окончания процесса бюджетирования.

Есть возможность сформировать диаграмму по обзору бюджетного процесса, чтобы провести анализ всех его этапов. Задачи по периодам – эта диаграмма, благодаря которой можно проанализировать выполненные сотрудником поручения. Третья диаграмма позволяет анализировать те задачи, которые должны быть выполнены. Таким образом, с помощью последней диаграммы есть возможность оценивать загрузку каждого сотрудника, который принимает участие в реализации бюджетного процесса.

Регламент исполнения бюджетного процесса

Если требуется ускорить выполнение бюджетного процесса, возможно установить регламент его исполнения. Он предусматривает два варианта реализации сотрудником поставленных перед ним задач: последовательно и параллельно.

Связанные задачи

В подсистеме можно также создавать цепочку задач, которые связаны с реализацией бюджетного процесса. Это еще один вариант контроля, который подразумевает последовательное выполнение сотрудником задач. Если из этой связки какое-либо поручение им не будет выполнено, он не сможет решить основную задачу, которая поставлена перед ним.

Планы по торгово-закупочной деятельности

При формировании модели бюджетирования можно также использовать данные по закупкам, планам продаж и т. д. Кроме того, «1C:ERP» позволяет на основании созданных контрактов с партнерами, с контрагентами и их заказами, автоматически заполнять данными виды аналитик по партнерам, контрагентам, договорам, статьям движения денежных средств.

С помощью «1C:ERP» возможно проводить планирование оплат по выбранной статье бюджета. Составлять планы оплат на аванс и после отгрузки.

Контроль за расходами

В «1C:ERP» есть возможность контролировать денежные расходы благодаря типом лимитов, которые можно настроить в подсистеме: разрешающий, информационный и дополнительно ограничивающий.

Разрешающий – блокирует заявку на расходы, если сумма по ней больше остатка по лимиту. Информационный – когда «1C:ERP» только информирует о том, что лимит превышен. Дополнительно ограничивающий – выступает в качестве дополнения к основному лимиту, который уже действует на предприятии.

Период контроля за денежными расходами можно настроить. Этот срок настраивается для видов аналитик, которые связаны с заявкой на расходование денежных средств (партнеры, подразделения и т. д.).

Создание сценариев

Для сравнения фактических и плановых финансовых показателей возможно создавать сценарии. В них нужно обозначить валюту и период исполнения.

Например, для упрощенного сравнения следует использовать сценарий «Фактические данные». Он может содержать информацию из оперативного (данные по хозяйственным операциям), регламентированного и международного учета (остатки и обороты по счетам). Или включать в себя произвольную информацию (любые доступные в учетной системе фактические данные).

Анализ модели бюджетирования

Провести анализ модели можно с помощью отчета по бюджету. В этом случае анализ будет проведен по плановым значениям. Если анализировать модель бюджетирования по отчету сравнения сценариев, будут учтены разные планы и станет возможно вести контроль отклонений по бюджетным статьям.

Детально проанализировать причины отклонения от запланированных результатов по доходам и расходам возможно, с помощью план-фактного анализа.

Практический опыт внедрения 1С:ERP Управление предприятием 2 для автоматизации бюджетирования

«Челябинский завод мобильных энергоустановок и конструкций» ведет свою деятельность с 2008 года. Завод производит оборудование в блочно-модульном исполнении для промышленных предприятий.

Для автоматизации структурных подразделений руководство завода приняло решение внедрить систему «1С:ERP Управление предприятием 2».

Исполнителем проекта стал «Первый БИТ». Одна из задач проекта была связана с автоматизацией блоков финансового учета, казначейства и бюджетирования.

Специалисты Первого БИТа автоматизировали расчет стоимости по проектам. Это позволило заводу сократить сроки предоставления оценки бюджета проекта на запрос потенциального клиента.

При формировании коммерческого предложения осуществляется подбор оборудования и производится расчет стоимости проекта – специалист заполняет соответствующую форму в «1С:ERP», которая по факту представляет собой БДР проекта.

При этом менеджер по снабжению уже не сможет провести заявку на оплату сверх лимита, установленного бюджетом проекта – требуется либо сделать замену номенклатуры, либо поставщика, либо осуществить платеж в счет другой статьи (при наличии такой возможности).

«1С:ERP» позволила заводу сократить трудозатраты на реализацию процессов бюджетирования и минимизировать риск возникновения ошибок при передачи данных между сотрудниками предприятия.

Юлия Викторовна Решетина, финансовый директор ООО ЧЗМЭК

«Благодаря «Первому БИТу» и системе «1С:ERP» мы получили удобную систему контроля финансов проекта и предупреждения непредвиденных затрат, которые могут возникнуть при несвоевременном выполнении заказа», – делится результатами проекта финансовый директор ООО ЧЗМЭК Юлия Викторовна Решетина.

Если у вас есть вопросы или задачи по работе подсистемы бюджетирования в «1С:ERP», напишите нам ! Давайте обсудим, подумаем и сделаем.

(на которых хранятся оборотные данные), перейдем к созданию показателей бюджетирования (т.е. регистра, на котором хранятся сальдовые данные). Показатели доступны из меню Бюджетирование и планирование -> Настройки и справочники -> Показатели бюджетирования . Создадим новый:

Видно, что в показателе, также как и в статье бюджета, можно специфицировать до шести аналитик, а также количественный и валютный учет. Но, кроме этого, на вкладке Настройка типа показателя , доступен соответствующий выбор:

Показатель можно задать как:

  • расчетный - тогда, начальный остаток по нему будет браться из факта, а конечный - рассчитываться с учетом оборотов по некоторой статье (например, показатель Прогноз ДС - начальное сальдо соответствует фактическому наличию денежных средств, а конечное формируется с поправкой на планируемый денежный поток за период );
  • целевой - тогда, весь план по показателю будет вводиться вручную, а весь факт собираться по правилам получения факта (например, показатель Кредиты и займы, который может планироваться безотносительно к текущему фактическому значению ).
По гиперссылке Связи показателя, можно указать его зависимость от статей бюджетов . Например, у нас есть показатель - Нераспределенная прибыль:

И есть статья Чистая прибыль:

Пусть по условиям учета вся чистая прибыль за период отражается в балансе как нераспределенная. Тогда, для этого можно настроить связь статьи с показателем:


Вопрос 3.3 экзамена 1С:Профессионал по ERP Управление предприятием 2.0. Максимальное количество аналитик по показателям бюджетирования :
  1. Неограничено

Проверено. Верный ответ - четвертый, разбор см. выше.

Вопрос 3.8 экзамена 1С:Профессионал по ERP Управление предприятием 2.0. При отображении в отчете значений показателей бюджетирования начальное и конечное значения определяются :

  1. По фактическим данным
  2. По данным бюджетирования
  3. Начальное значение берется по фактическим данным, конечное рассчитывается по связанным статьям бюджета
  4. Конечное значение берется по фактическим данным, начальное рассчитывается по связанным статьям бюджета
  5. Способ получения начальных и конечных значений определяется настройкой системы
Проверено. Верный ответ - третий.

Вопрос 3.13 экзамена 1С:Профессионал по ERP Управление предприятием 2.0. Для создания балансовых отчетов в системе используется :

  1. План счетов бюджетирования
  2. Элементы справочника Показатели бюджетов
  3. Элементы справочника Структура бюджетного баланса

Проверено. Верный ответ - второй. Все, что сальдовое, учитывается на показателях. А сущностей "План счетов бюджетирования" и "Структура бюджетного баланса" в системе вообще нет.

Вопрос 3.32 экзамена 1С:Профессионал по ERP Управление предприятием 2.0. Настройка связи показателей бюджетов позволяет настроить :

  1. Зависимость одних показателей от других
  2. Влияние статьи бюджетирования на зависимый показатель
  3. Варианты 1 и 2

Проверено. Верный ответ - второй, разбор см. выше. Вариантов задать зависимость от другого показателя нет.

В настоящий момент материалы из этой статьи несколько устарели, поэтому рекомендуем ознакомиться с бесплатным учебным курсом "Планирование и бюджетирование в 1С:ERP ".

Цель данной статьи - рассказать о методах формирования и анализа бюджетов в новом программном продукте фирмы 1С «1C:ERP Управление предприятием 2.0».

В данной статье не будет описания методики разработки бюджетов. Моя цель - рассказать о возможностях новой программы в части построения бюджетных процессов.

На нескольких простых примерах я расскажу, как как создать экземпляр бюджета, как привязать фактические данные к плановым, как настроить отчеты по бюджетам, как построить бюджетный процесс и анализировать выполнение задач.

И так, с чего начинается бюджетирование в 1С: ERP 2.0?

Все операции бюджетирования выполняются в рамках бюджетной модели. Бюджетная модель определяет период бюджетирования, основную аналитику построения бюджетов. Бюджеты могут строится в разрезе организации или в разрезе подразделения

В форме бюджетной модели определяется период действия. В один период на предприятии может действовать только одна бюджетная модель.

Если в бюджетной модели включены процедуры утверждения, то они распространяются на все бюджеты, построенные в рамках выбранной бюджетной модели. При включении процедур утверждения, в экземплярах бюджетов появляется возможность устанавливать статусы.

В рамках бюджетной модели настраиваются шаги бюджетного процесса.

Шаги бюджетного процесса имеют два вида: этапы и шаги. Папками, представлены этапы бюджетного процесса. В рамках этапа настраивается расписание выполнения включенных шагов. Например, для этапа формирования месячных бюджетов первая задача должна быть запущена за 5 дней до начала периода, все задачи должны выполняться последовательно, с периодичностью - месяц.

Шаг бюджетного процесса представляет собой задачу, выполняемую в рамках этапа, с указанием конкретного действия и ответственного исполнителя. В шаге процесса также указывается длительность исполнения задачи, вид бюджета, сценарий и основная аналитика.

В случаях, когда шаг бюджетного процесса выполняться не должен, в нем устанавливается флаг «Не выполняется».

По мимо бюджетной модели для целей бюджетирования обязательной аналитикой является сценарий. С помощью сценария бюджеты версионируются.

В сценарии устанавливается валюта и периодичность исполнения. Если валюта сценария отлична от валюты управленческого учета, возможно указание прогнозных курсов валют и необходимость проверки курсов при вводе экземпляра бюджета.

Один сценарий в системе является предопределенным, по этому сценарию система в автоматическом режиме собирает фактические данные.

Так как подсистема бюджетирования полностью интегрирована в конфигурацию управления предприятием, экземпляры бюджетов могут создаваться непосредственно из подсистемы планирования. Для этих целей можно воспользоваться реквизитом в справочнике «Сценарии планирования».

Данный реквизит необходим при построении сквозной системы планирования в информационной системе, когда бюджеты формируются на основании планов продаж, производства, закупок.

Структура бюджета состоит из следующих элементов:

  • Статьи бюджетов - формируют обороты по бюджетам.
  • Показатели бюджетов - формируют остатки по бюджетам.

Основной справочник, который определяет обороты по бюджетам - это справочник «Статьи бюджетов».

В статье бюджетов указывается аналитика, возможно указать до 6 различных аналитик. Так же в статье устанавливается возможность количественного и валютного учета.

В панели навигации находится настройка правил получения фактических данных.

Правил может быть неограниченное количество. В форме правил настраивается источник получения данных. Возможны варианты:

Оперативный учет - данные будут собираться из регистров оперативного учета в разрезе документов.

Регламентированный учет - источником будет план счетов регламентированного учета.

Международный учет - план счетов МСФО.

Произвольные данные - для получения факта составляется произвольный запрос.

Так же настраивается источник суммы и дополнительные отборы.

Справочник «Показатели бюджетов» определяет остаточные показатели, которые будут выводиться в бюджет.

Структура справочника аналогична статьям бюджетов. Для показателей можно указать до 6 аналитик.

Для каждого показателя необходимо настроить правило получения фактических данных.

Для одного показателя может быть настроено больше одного правила получения фактических данных, тогда информация по ним при построении отчетов будет суммироваться.

Для того чтобы в отчетах и экземплярах бюджета рассчитывались остатки, необходимо настроить связи между статьями бюджетов и показателями бюджетов. Это делается в разделе «Настройки и справочники» через регистр сведений «Связи показателей бюджета».

В регистре необходимо сделать запись для каждой статьи, оказывающей влияние на показатель. Потом выбрать вид влияния - приход/расход. Так же надо указать коэффициент влияния.

После ввода аналитических и структурных данных можно приступать к созданию вида бюджета.

Вид бюджета — это конструктор, с помощью которого создаются формы ввода экземпляров бюджета и отчетные формы.

Вид бюджета привязан к бюджетной модели.

Для того чтобы вид бюджета можно было использовать для ввода экземпляров бюджета, необходимо поставить флаг «Использовать для ввода плана». Следует отметить, что при установленном флаге по виду бюджета нельзя формировать план - фактный анализ. Для построения план-фактного отчета нужно делать новый вид бюджета.

Первый вид бюджета - простой бюджет ДДС без аналитик. Структура бюджета формируется путем перетаскивания значений из левого окна в правое.

В форме можно собрать заголовок. После заголовка в форму вида бюджета добавляется таблица. Таблица может быть нескольких типов:

Для первого примера выберу простую таблицу с показателями в строках. В колонках можно указать период - месяц. В строках необходимо добавить 2 группы: поступление и расходование. Затем в каждую группу нужно перенести нужные статьи. Так как статьи расходования должны уменьшать остаток в отчетах, для них нужно указать обратный знак. Для этого надо двойным кликом открыть статью и установить соответствующий признак.

Для ввода суммарных показателей по статьям предназначен элемент «Формула по группе». Его можно поставить как в первой строке группы, так и в последней, в зависимости от того, где необходимо видеть итоги.

Показатели так же перетаскиваются в форму ввода. Для того чтобы вывести остаток на начало, в форме настройки показателя необходимо выбрать значение - «Начальный остаток». Также в настройке определяется получение данных о сценарии, организации и подразделении и дополнительные отборы.

Для того чтобы вывести остаток на конец, соответственно, нужно в настройках выбрать конечный остаток.

Для проверки структуры на ошибки предусмотрена кнопка «Проверить вид бюджета».

Форму отчета можно посмотреть по кнопке «Посмотреть вид отчета». Из формы вида бюджета можно сформировать экземпляр бюджета по кнопке «Создать экземпляр бюджета».

Посмотреть данные бюджетов можно через бюджетные отчеты. Отчеты имеют ту же форму, что и вид бюджета.

Для того чтобы посмотреть фактические данные по бюджету, необходимо в настройках выбрать предопределенный сценарий «фактические данные».

Для того чтобы получить план-фактный анализ, нужно создать новый вид бюджета.

Для план-фактного анализа в виде бюджета не нужно ставить флаг «Использовать для ввода плана». В колонки нужно вывести группу «Сценарии». В группу надо перетащить 2 измерения «Сценарии», в измерениях указать фиксированный набор сценариев, один из которых фактический. Для вывода отклонений, в группу сценариев нужно добавить формулу по группе и выбрать значение формулы «Отклонение».

При формировании отчета сценарии запрашиваться не будут, так как они фиксированные.

Данные отчета могут быть расшифрованы до первичных документов как по факту,

Так и по плановым данным.

Для того чтобы экземпляры бюджетов и отчеты по бюджетам разворачивались до аналитик, необходимо создать соответствующий вид бюджета. В статьи бюджета нужно перенести требуемые аналитики. Для аналитик можно указать как перечень фиксированных значений, по которым должен вводиться план, так и прочие значения, в которых указываются суммы, не относящиеся к фиксированным значениям. Следует отметить, что в вид бюджета могут быть добавлены только те аналитики, которые указаны для статей бюджета.

При вводе экземпляра бюджета на основании вида бюджета, переносятся все разрезы аналитик.

При выводе фактических данных в отчет, значения аналитик система сама определяет по типам справочников.

Настройки вида бюджета для план-фактного анализа аналогичны первому варианту.

Экземпляры бюджетов можно создавать не только из вида бюджетов или напрямую из списка документов. Также при использовании бюджетных процессов необходимость ввода экземпляра бюджета может быть отправлена ответственному лицу как бюджетная задача.

Управлять исполнением задач в рамках бюджетного процесса можно из специального рабочего места «Управление бюджетным процессом», из которого можно создавать задачи, отслеживать исполнение, а так же формировать отчеты о просроченных задачах.

Помимо формирования планов и сбора фактических данных, подсистема бюджетирования позволяет ограничивать расходы путем фиксации лимитов. Для того чтобы лимиты расходования ДС брались непосредственно из утвержденных планов, и не требовали ввода вручную, в модели бюджетирования необходимо установит флаг «Лимиты расхода по данным бюджета». Также надо указать сценарий и перечень статей бюджетирования, по которым данные будут забираться в подсистему установки лимитов.

Лимиты устанавливаются не на статьи бюджетов, а на статьи ДДС, поэтому в список статей бюджетов, используемых для заполнения лимитов, могут быть подобраны только те статьи, у которых в аналитиках указана статья ДДС.

Лимиты фиксируются документом «Лимиты расходования ДС». Документ можно заполнить как вручную, так и на основании данных бюджетирования с помощью кнопки «Заполнить по данным бюджетирования».

Лимиты отслеживаются при проведении заявок на расходование ДС. При этом, для роли с правом утверждения заявок есть возможность проведения сверх лимитов.

Проанализировать лимиты можно с помощью отчета «Использование лимитов расходования ДС» в группе финансовых отчетов.

Итак, мы на нескольких простых примерах познакомились с механизмами бюджетирования в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.0».

1C: ERP Enterprise Management 2. Budgeting, Version 2.4

Программа «1С:ERP Управление предприятием 2» - флагманский продукт 1С, который эффективно решает задачи бюджетного планирования предприятия. Система позволяет автоматизировать этот процесс, сделать бюджетное планирование и контроль его исполнения удобными и прозрачными. Система имеет множество настроек, благодаря которым процесс разработки бюджета становится гибким и не требует участия программиста.

Для тех, кто хочет научиться вести бюджетирование в «1С:ERP Управление предприятием 2», мы предлагаем уникальный авторский курс, разработанный в центре.

Цель обучения - формирование практических навыков работы в программе. На протяжении курса решается сквозная задача - составление бюджета компании . Пройдя обучение, вы будете уметь организовывать процесс бюджетирования в системе: создавать и настраивать структуру бюджетов, вводить данные бюджета и получать имеющиеся сведения из различных подсистем, пользоваться системой отчетов и многое другое.

Аудитория курса:

  • финансовые директора, топ-менеджеры компаний, заинтересованные во внедрении бюджетного процесса;
  • сотрудники финансовых и планово-экономических служб;
  • участники проектов внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2»;
  • любые пользователи, которые хотят расширить свои знания возможностей программы «1С:ERP Управление предприятием 2».

Курс является одним из этапов подготовки к сертифицированному экзамену «1С:Профессионал: 1С: ERP Управление предприятием 2» . После окончания учебы вы получите удостоверение (свидетельство) центра «Специалист».